Авторская методика обучения и развития детей с ОВЗ «Разбудим музыкой сердца».

Автор: Неплюева Любовь Владимировна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №5

Населенный пункт: г. Бердск, Новосибирская область

Тема: Авторская методика обучения и развития детей с ОВЗ «Разбудим музыкой сердца».

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 03.04.2019

Приоритетный путь развития Российской Федерации – гуманизация всех жизненно важных сфер. Сегодня в системе образования России происходят серьезные преобразования. Реформирование системы образования невозможно без развития моделей образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений.

На основе нормативно-правовой базы («Конвенции о правах инвалидов», ФЗ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ от 24 ноября 1995г.№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ от 3 мая 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и др.) нами создана программа для арт-терапевтического кружка «Калейдоскоп».

Программа «Радуга» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Федеральный государственный образовательный стандарт образования детей с умственной отсталостью определяют, что адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП) реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ.

Программа кружка «Радуга» направлена на создание условий для развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

Теоретической основой программы является культурно-историческая концепция психического развития (Л.С. Выготский и др.), деятельностный поход (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др.), гуманистические идеи (А.Маслоу, К.Роджерс и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка.

Важнейшими внешними условиями психологического развития ребенка являются: понимание и принятие ребенка как индивидуальность, наделенную своеобразными природно-психическими качествами, имеющую своеобразный опыт, равные права с другими, уважительное и теплое отношение к ребенку, развивающий характер среды.

Возрастное предназначение программы

Коррекционно-развивающая программа по арт-терапии предназначена для детей с ОВЗ 6-11 лет.

Актуальность программы

Реализация программы осуществляется на основе интегрированного и комплексного подхода с использованием современных технологий и нетрадиционных методов арт-терапии, авторских методик, благодаря чему стабилизируется эмоциональные состояния детей, развиваются коммуникативные навыки, раскрывается творческий потенциал ребёнка.

Цель программы: гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания, коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников средствами искусства. Расширение возможностей самовыражения и самопознания на занятиях связано с продуктивным характером искусства — созданием эстетических продуктов, объединяющих в себе чувства, переживания и способности ребенка.

Задачи:

способствовать успешной социализации детей посредством арт-терапии
облегчать процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.
прививать интерес и любовь к искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного
поощрять инициативность и самостоятельность в творческом процессе детей
корригировать положительные эмоции
повышать личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного на занятиях арт-терапевтического кружка ребенком.
Принципы реализации программы

В основу коррекционно-развивающей программы по арт-терапии положен принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах.

1.На первых занятиях обязательно проходит этап комплексного диагностического обследования, позволяющего выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребенком, сделать заключение об их возможных причинах.

2. Во время реализация коррекционно-развиваюшей программы проводится постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы при работе с ребенком. При проведении коррекционной работы отслеживается эмоциональное состояние детей по цветовому тесту М. Люшера до занятия и после занятия, где рассматривались такие показатели: работоспособность, показатель тревоги и интенсивности тревоги, показатель компенсации.

Коррекционно-развивающая программа опирается на деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка через средства арт-терапии.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка в коррекционно-развивающей программе согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.

Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет добиться позитивных результатов.

Основные направления деятельности

Музыкотерапия
Танцевально-двигательная терапия
Изотерапия
Музыкотерапия – один из видов арт-терапии (терапии искусством), основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

Различают три вида музыкотерапии:

1.Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребёнок в процессе музыкотерапевтического занятия не принимает в нем активного участия, а занимает позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Пассивная музыкотерапия — терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющийся в виде: — музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки); — музыкального реагирования (направленного на достижение катарсиса); — музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение).

2.Активная музыкотерапия — основана на активной работе с музыкальным материалом:

вокалотерапия: пение, обучение основам диафрагмального дыхания

кинезитерапия :танцетерапия, логоритмика

инструментальная музыкотерапия: игра на музыкальных инструментах: ложки, бубен, барабан, маракасы, металлофон, синтезатор

3.Интегративная музыкотерапия: синтез музыкального и зрительного восприятия

Музыкоизотерапия– восприятие произведений изоискусства под музыку.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки:

– умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка.

– умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя.

Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности.

Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому на групповых занятиях музыкотерапией не ставится цель – развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем, связанных со здоровьем.

Задачи:

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной деятельности складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации проблемы личности.

Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями в сочетании с другими видами коррекционной работы.

Методы и формы работы

1. Методы организации музыкальной деятельности и формирования музыкального опыта поведения: приучение к слушанию и восприятию музыки, исполняемой учителем, вокальные упражнения (авторские и общепринятые попевки и распевки)

2. Наглядные методы: наблюдение за поведением и реакцией детей, демонстрация вокальных, фото- и видеоматериалов, создание собственных фото-видео материалов;

пример собственного исполнения вокального и инструментального (аккордеон, синтезатор) материала;

3. Словесные методы: беседа, рассказ, разъяснение, убеждение, анализ словесного и вокального текста песен.

4. Практические методы: упражнения, самомассаж, динамические паузы, голосовые, ритмические и подвижные игры, пальчиковые игры, медитации под музыку.

5. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание-импровизация вокальных номеров, элементы сказкотерапии

6. Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие, вручение наград, медалек, ноток); порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет, метод естественных последствий), создание для ребёнка ситуации успеха, соревновательные методы.

7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, направленности личности, музыкальных способностей.

Методы и формы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми и целостно-смыслового равенства взрослого и ребёнка посредством обеспечения:

• условий для развития личности каждого ребёнка, его музыкально-творческих способностей;
• приобщения детей и их родителей к общечеловеческим и музыкальным ценностям;

• эмоционального благополучия каждого ребёнка;

•охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
• взаимодействия с семьями воспитанников.

Дидактические методы и формы взаимодействия с детьми посредством обеспечения

индивидуального подхода к детям;
доступности, системности и последовательности в подаче вокального и инструментального материала,
сознательности, активности и инициативы детей,
наглядности через личный пример пропевания вокального материала и проигрывания материала на аккордеоне
использование активных форм и методов обучения (игровые технологии, работа в парах, по цепочке, выделение солистов и другое).
Методы и формы воспитания:

живая звучащая музыка, фонограмма;
диалогичность во взаимодействии с детьми и их родителями;
ориентация на развитую личность ребёнка;
воспитание личности в разных видах музыкальной деятельности;
опора на положительное в ребёнке, принятие его как данности, со всеми особенностями;
соответствие возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.
Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

Приветствие.
Ритмическая разминка.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
Пение.
Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
Танцы, хороводы.
Игры.
Прощание.
Использование методик М. Монтессори и К. Орфа оказывают эффективное коррекционно-развивающее воздействие. Суть педагогики М. Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому», где значение имеет индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. А система Орфа – система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:

– речевые упражнения;

– поэтическое музицирование;

– музыкально-двигательные упражнения;

– игры с инструментами К. Орфа

– элементарный музыкальный театр.

— работа с куклами би-ба-бо, ростовыми куклами

Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей, а также в зависимости от тяжести дефекта. Также в работе с детьми используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, воздействующих на различные функции организма.

Разработана авторская методика в работе с музыкальными инструментами. Заключается методика в комплексном подходе: использование зрительного, слухо-музыкального восприятия и практического применения. На компьютере изображение музыкального инструмента, алгоритм игры на нём, звучание. Ребёнок выбирает с помощью компьютерной мышки музыкальный инструмент на картинке, нажимает на него и слышит звуки инструмента. Это вызывает эмоциональный отклик, заинтересованность у ребёнка попробовать самому извлечь звук из настоящего инструмента. Для лучшего запоминания инструмента я не проговариваю с детьми названия, а использую пропевание. Мелодичное, негромкое пение способствует лучшему запоминанию, корригирует положительные эмоции, способствует творческому развитию.

У многих детей нарушено звукопроизношение, у некоторых речь отсутствует, поэтому я использую ещё одну авторскую методику, основанную на ритмических упражнениях с музыкальными шумовыми инструментами (ложки, погремушки, бубен, маракасы, кастаньеты, румба). Я пропеваю названия музыкальных инструментов, а дети простукивают ритм. Названия инструментов они пропевают как бы в «голове», плюс артикуляционная постановка.

Перед началом работы с музыкальными инструментами, широко использую пальчиковые упражнения. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. Пальчиковые игры различной направленности: игры-манипуляции «Сорока- белобока», «Ладушки»; сюжетные — «Распускается цветок», кинезиологические – «Ухо- нос», «Кулак-ребро», театр в руке – «Зайчик», «Бабочка», упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук – «Согреваем руки». Музыкальное сопровождение — обязательное условие в работе над пальчиковыми упражнениями. Музыкальное сопровождение создаёт эмоциональный фон, способствует лучшему запоминанию и чёткому выполнению задания.

При слабой мелкой моторике пальцев использую клавишные инструменты (фортепиано, аккордеон, детский синтезатор); для координации движений – металлофон, треугольник, маракасы, румбу; для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка – прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы, пение птиц, звуки дельфинов и др.).

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять в дальнейшем. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и исполнять, создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Самой главной для них является потребность в общении друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Танцетерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец-импровизация или современный детский или народный танец (элементы движений испанского, узбекского, русского, индийского танцев и т.д.). В занятия могут быть включены также элементы ритмики, формирующие правильную осанку тела, а также логоритмические упражнения.

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Практика применения музыкотерапии в ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», где педагоги работают с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.), подтверждает: чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка. На занятиях было замечено, что мажорная музыка вызывает светлое, радостное настроение у детей, воздействуя на малоподвижного ребенка, лишенного мышечной активности, приводит мышцы в тонус, заставляя его двигаться. Минорная же музыка, наоборот, является прекрасным успокоительным средством для гиперактивных, неспокойных, раздражительных детей, помогает им успокоиться, расслабиться.

Таким образом, групповая и индивидуальная арт-терапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия и изотерапия является средством, способным помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, социализироваться.