Биоэнергопластика.

Автор: Иванова Анна Петровна

Образовательное учреждение: МК ОУ «Начальная школа-Детский сад №235»

Населенный пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тема: Биоэнергопластика.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 01.04.2019

Современное поколение детей перед поступлением в школу должно уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Все это поможет школьнику полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время увеличился процент детей, которые поступают в первый класс с недостаточно сформированными компонентами устной речи.

Наиболее распространённым для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Очень важно обратить внимание родителей на имеющиеся трудности формирования компонентов устной речи детей. Важно объяснить, что недостатки речи могут привести к неуспеваемости и неуверенности ребёнка в своих силах.

Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение и артикуляционный уклад, соответствующий определённому звуку. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому выполнение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.

Биоэнергопластика — это синхронные, ритмичные движения артикуляционного аппарата и кисти руки, способствующие равномерному распределению биологической энергии в организме. Регулярное выполнение упражнений благотворно влияет на развитие речи и психических процессов у дошкольников, предупреждает школьную дезадаптацию.

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта в методах кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет достаточно быстро снизить и даже убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Работа в системе биоэнергопластики:

•активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

•стимулирует интеллектуальную деятельность;

•развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

•развивает артикуляционный аппарат;

•формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата.

Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед продолжает давать четкий образец движения.

Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от развития и сформированности тонких движений рук. Говоря и двигая при этом руками. дети получают приятные эмоции. Тот речевой материал, который находится в данный момент в их распоряжении становится активным для восприятия и более интересным.

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

•Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике.

Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

•К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

•Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

•Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

В результате:

-Систематическая работа с применением биоэнергопластики

способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям;

-Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики;

-Облегчает постановку, введение звуков в речь;

-Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

Список литературы:

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
Горохова, И.А. Речевая гимнастика малышей: Учимся говорить правильно [Текст] / И.А. Горохова. – СПб.: Питер, 2010 175 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.