Использование пиктограмм.

Автор: Вискунова Анастасия Николаевна

Образовательное учреждение: МАДОУ д/с «Алёнка»

Населенный пункт: г. Советский, Ханты-Мансийский АО

Тема: Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с ОНР.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической группы слов.

Детям с общим недоразвитием речи (ОНР) требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка помогают наборы пиктограмм, а также некоторые игровые варианты их использования.

Логопедам широко известны схемы для составления описательных рассказов, предложенные Т.А. Ткаченко. Тот же принцип опоры на символическое изображение положены в основу пиктограмм.

Но в отличие от схем Т.А. Ткаченко, представляющих собой алгоритм связного высказывания, пиктограммы могут располагаться в любой последовательности и комплектации. Они могут быть изменены или сокращены в зависимости от этапа обучения или конкретных задач занятия. В связи с этим пиктограммы могут располагаться как в виде таблицы, так и на отдельных карточках, наклеенных на стороны игрового кубика или вращающееся игровое поле.

Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимых для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно (либо с помощью педагога).

Работа с таблицей пиктограмм поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а «семьями», объединенными «родственными отношениями».

Например, при работе над лексическими темами «Животные» и «Птицы» пиктограммы позволяют отрабатывать следующие словообразовательные модели при образовании существительного:

— С помощью уменьшительно-ласкательного суффикса –чк-, -ик- (-ок), -ишк-, -иньк- (-оньк-), -ушк- (-юшк-) и др.;

— С помощью суффикса со значением увеличения (-ищ-);

— Детенышей животных, птенцов с помощью суффикса –ат- (-ят-) или от другого корня;

— Образование существительного для обозначения одного детеныша животного, одного птенца с помощью суффикса –онок- (-енок-) или от другого корня;

— Самки животного с помощью суффиксов –их-, -иц- или от другого корня;

— А также при образовании притяжательного прилагательного (в трех формах).

Особенно внимательно логопеду следует отнестись к тем случаям, когда слова образуются от другой корневой основы (корова – теленок, свинья – поросенок…). В каждом из этих случаев потребуется специальная лексико-грамматическая работа.

Не следует обходить внимание и те ситуации, когда образование слова по какой-либо схеме является исторически ненормативным для языка (лошадиха, гусиха, котиха, собачица, ежица, крокодиленорк, обезьяненок, бегемотята и др.).

Детям нужно доступно объяснить, что так говорить неправильно. При этом обязательно предъявить и закрепить правильный вариант ответа.

Возможности использования пиктограмм на логопедических занятиях очень разнообразны.

Игровое задание «Подберем слова» проводится с группой детей из 5 детей. Каждому ребенку выдают картинку с изображением лесного зверя (либо другого животного или птицы в соответствии с изучаемой темой). На столе перевернуты 10 карточек с пиктограммами. Среди них попадаются и одинаковые. Дети по очереди берут по одной карточке и образуют заданное слово от названия своего животного. Это повторяется 2-4 раза. Выигрывает тот, у которого больше правильных ответов.

Игровое задание «Волшебный мостик» применимо как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы. На столе в ряд размещены пиктограммы в виде «мостика». Перед мостиком, за которым «находится» лес, выставляется фигурка животного. Логопед объясняет детям, что звери хотят попасть в лес. Их нужно по очереди перевести по мостику, правильно подбирая слова на каждой клеточке, как подсказывает рисунок. Игра продолжается до тех пор, пока все звери не «переберутся» в лес.

Игровое задание «Кубик кидай – слово угадай». На мольберте выставляется картинка с изображением животного. Карточки с пиктограммами наклеены на стороны пластмассового кубика. Дети поочередно бросают кубик. В соответствии с выпавшей на верхней стороне кубика пиктограммой ребенок образует нужное слово. Одна и та же пиктограмма может выпасть несколько раз подряд – в результате этого слово прозвучит многократно и будет прочнее усвоено детьми. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек. Затем выставляется изображение другого животного и начинается новый тур игры.

Викторина «Кто» Какой? У кого?» Пиктограммы разложены по кругу на игровом поле со стрелкой в середине. Игра проводится по принципу викторины «Что? Где? Когда?». Участвуют 5-6 детей. Логопед выставляет на мольберте картинку с изображением животного. Участники игры по очереди вращают стрелку и образуют заданные пиктограммами слова. Затем выставляется изображение следующего животного и т.д. За каждый правильный ответ игроку начисляется 1 балл. В конце игры определяются победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.