Как помочь ребёнку с моторной алалией?

Автор: Чернова Юлия Валерьевна

Образовательное учреждение: МБДОУ детский сад №100 «Берегиня»

Населенный пункт: г. Иркутск, Иркутская область

Тема: Как помочь ребёнку с моторной алалией?

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Часто родители детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), слышат диагноз – моторная алалия. В тяжелых случаях речь детей с таким диагнозом либо отсутствует совсем, либо находится на уровне лепетных слов.

Что же такое «моторная алалия»?

Это несформированность операции порождения речевых высказываний, при сохранности смысловых и сенсомоторных операций. То есть ребенок в состоянии понять смысл обращенной к нему речи, но не в состоянии выстроить самостоятельное высказывание. У детей данной категории в связи с механизмом нарушения, как правило, резко снижена мотивация к общению, долго не развивается самостоятельная речь. Дети замкнуты, так как осознают свой дефект и фиксируются на нем.

Можно ли помочь?

Эффективность коррекции речи детей с моторной алалией зависит от вовремя поставленного диагноза, своевременного начала занятий, их правильного подбора, интенсивности, регулярности. Но даже при позднем начале занятий можно достичь неплохих результатов, если взяться за дело со всей ответственностью. Немаловажную роль играет слаженное взаимодействие логопеда и родителей.

Речь – это способ общения, и, как любая функция она формируется только в том случае, если востребована. Если общение есть – речь развивается, если ребенка не слушают – речь становится ненужной; если же общение тесное, но к речи ребенка не предъявляется требований (родители, понимая лепет, предугадывают желания) – речевое развитие останавливается.

Как строится работа по коррекции моторной алалии?

Прежде всего, нужно понять, что преодоление моторной алалии – длительный и очень трудоемкий процесс. На начальных этапах необходимо создать пусковые механизмы или стимулы, которые вследствие позволят детям с моторной алалией усваивать языковую систему в целом. В зависимости от периода начала работы и уровня речевого развития доля самостоятельности ребенка будет варьироваться. Необходимо учитывать в работе риск перегрузить ребенка, поэтому задания должны быть дозированы и правильно подобраны.

Исследования и практика показывают, что максимальное совмещения момента движения с моментом начала речи открывает многогранные возможности воздействия на механизм развития речи. В связи с этим были разработаны методики по координации речи с движением.

Звук или голосовая реакция:

— Упражнение «Дай» — учим выражать просьбу жестом

Показывая на желаемый объект, ребенок произносит какой-либо звук, взрослый уточняет слово, подкрепляя его жестом;

— Упражнение «Мяч» — упражняем в совмещении движения крупных суставов рук с голосовой реакцией

Взрослый катит ребенку мяч, с резким и громким звуком «а», просит отдать мяч со словом «дай»;

— Игра «Камешки»

Ребенок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа «буль — буль»;

— Игра «Индейцы»

Используется в играх – догонялках. Ребенок протяжно произносит звук «а-а-а», хлопая ладошкой по губам;

— Упражнение «Салют» — вызываем эмоцию радости от выполненного задания, учим произносить звук в момент движения.

После выполнения каждого задания – «праздник с фейерверком»: взрослый, крепко сжав кулаки, произносит протяжный звук – ссс, затем резко разжимает кулаки и произносит слово «салют»;

— Упражнение «Бегемот» — развиваем голос, учим издавать звуки в момент чередующихся движений рук

Взрослый читает текст, ребенок произносит звуки, как бегемот, раскрывая рот, выдвигая нижнюю челюсть вперед:

Раздается из болота «ааааа»!

Грозный голос бегемота «ааааа»!

Он болото стережет «ааааа»!

Грозным голосом поет «ааааа»!

Слог:
— Упражнение «Молодец» — формируем уверенность в своих возможностях, положительную оценку своих действий. Учим произносить слоги.

В конце каждого занятия взрослый хвалит ребенка, хлопает в ладоши и произносит медленно по слогам слово, а ребенок повторяет каждый слог на хлопок «Мо – ло — дец»!
— Игра «Кошки — мышки»

Взрослый догоняет ребенка со звуками МЯУ – МЯУ, ребенок убегает со звуками Пи-Пи.

Тише, мыши, тише, мыши,

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись!

— Упражнение «Мишка»

Взрослый превращает ребенка в медведя.

Взрослый: Мишка по лесу идет,

Ребенок: Топ, топ, топ, топ (шагая на каждый слог)

Мишка песенку поет,

Топ, топ, топ. топ.

Мишка шишки собирает,

Топ, топ, топ, топ.

И домой их забирает,

Топ, топ, топ, топ.

Слово:

Упражнение «Моя семья» — упражняем в последовательной смене слов и движений.

Ребенок разгибает по одному пальцу из кулака от большого к мизинцу, произносит доступные ему слоги, сохраняя слоговую структуру слов.

Это – дед,

Это – баба,

Это – папа,

Это – мама,

Это – я.

Ребенок отвечает на вопросы с опорой на пальцы:

— Кто самый большой в семье?

-Дед.

-Кто самый маленький?

-Я.

— Упражнение «Гули»

Учим ребенка рисовать «птичку» на листе бумаги, большого формата, прикрепленного вертикально со слогами:

Лю(линия вниз)

Ли (линия вверх)

Фраза: закрепление отработанных слов в разных ситуациях.

Можно использовать такие игры как «Магазин» (Фраза: «Мама, дай мне…»), «Больница» («Пришел…», «У него болит…»); различные стихотворения и песни, в которых ребенок будет проговаривать знакомые слова, составляя из них короткие фразы.

Связная речь: изначально отрабатывается на фоне диалога, как более легкой формы связной речи. Используются различные стихотворения, игры по ролям, песни и т.д.

Главное – помните: регулярность, терпение и позитивный настрой — обязательные условия для достижения положительного результата. Успехов Вам и Вашему ребенку!