Как помочь заикающемуся ребенку.

Автор: Пак Наталья Викторовна

Образовательное учреждение: МАДОУ №3

Населенный пункт: г. Белогорск, Амурская область

Тема: Как помочь заикающемуся ребенку.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 04.04.2019

Заикание – нарушение плавности речи, сопровождаемое запинками, внезапными остановками речи, повторениями и растяжениями слогов и звуков. Оно объясняется мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голосообразования). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Заикание возникает чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления фразовой речи, когда запинки отмечаются у большинства детей и являются естественными. В этом возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: а, ну, вот и т.п.) Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняет общение, появляется основание для беспокойства. Такие запинки не пройдут сами по себе, особенно в том случае, когда ребенок старается их скрыть.

Чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз, поэтому не следует откладывать визит к логопеду и неврологу.

Меры для восстановления нарушенной плавности речи определяются в зависимости от времени возникновения заикания. Если оно наблюдается не более 2 месяцев, то считается инициальным (начальным), если больше – закрепившимся.

Некоторые общие рекомендации

Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями, без лишней эмоциональности, употребляйте простые слова.
Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плача. Сначала надо любым способом его успокоить, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.
Не нужно просить ребенка рассказывать о своих страхах, если он этого не хочет. Родители должны показать, что им известны его тревоги, и постараться успокоить тем, что они рядом и его защитят.
Не завышайте требования к ребенку, не оказывайте на него давления во избежание неблагоприятной конфликтной обстановки.
Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров:
— вместо: «Кончай возиться с конструктором!» скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь позже»;

— подскажите: «Будь ласковым, собаки это любят», а не одергивайте: «Не смей обижать собаку!»;

— вместо: «Ешь быстрее!», лучше сказать: «Давай посчитаем, сколько ложек ты сможешь съесть».

С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его,
не перебивайте, не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще

улыбайтесь, хвалите ребенка.

Рекомендации при инициальном (начальном) заикании

При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых.
При остро возникшем заикании в первую очередь надо попытаться устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенок хотя бы какое-то время туда не ходил. Нужно обеспечить домашний режим минимум на 2 месяца. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз.
Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума такое общение.
Составьте список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние.
Отмените посещения зрелищных мероприятий. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка.
Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Помните, что дети подражают речи окружающих их взрослых.
Приучайте ребенка к настольным играм. Это успокаивает. Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.
Полезно петь, двигаться под музыку.
Привлекайте детей к спокойным домашним занятиям. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, а мальчики возятся с рабочими инструментами.
Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожидание создает напряжение.
11. Нужно как можно раньше показать ребенку к неврологу или психиатру. Чем раньше подобрано необходимое медикаментозное лечение, тем благоприятнее прогноз.

КАК ПОМОЧЬ ЗАИКАЮЩЕМУСЯ РЕБЕНКУ

(памятка для размещения на стенде или в качестве индивидуального раздаточного материала)

После того как Ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая, таким образом, для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если он хочет сказать что-то еще, дайте ему такую возможность.
Не перебивайте ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за него, если он вдруг начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.
Соблюдайте правила ведения беседы в семье: говорите по очереди как во время еды, так и в отдельно отведенное для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.
Выделите время для взаимодействия с ребенком наедине. Малышу очень важно получать неразделенное родительское внимание. Беседу проводите с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.
Не критикуйте вашего ребенка. Фразы «Прекрати!», «Подожди!», «Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать!» не помогают, а усиливают заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение способствует развитию заикания. Критические заикания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, ухудшают ситуацию.
Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов или просят что-то рассказать.
Будьте терпеливы. Успокоив малыша, используйте это время для приятного взаимодействия с ним.

Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалисту. Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы. Режим должен быть щадящим, но основная установка – ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение – не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до 6 лет. Домашний режим намного предпочтительнее режима детского сада.

Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями. Приведем некоторые из них:

Приучайте ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятия с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
Пение, движение под музыку очень полезно.
Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.
Привлекайте детей к спокойным домашним делам.
Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность ребенку перевоплотиться, почувствовать себя другим, не заикающимся персонажем, но и поможет умению высказываться.
Упражняйте ребенка в пересказе различных литературных произведений.
Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Это помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги.
В 3 года многие дети могут начать занятия с логопедом. Необходимо помнить, что для течения заикания характерно волнообразность. В моменты так называемого ухудшения более желательны неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.