Как правильно произносить звук [Р].

Автор: Погребнова Елена Владимировна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Ягодка»

Населенный пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО

Тема: Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук [Р].

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Проект – способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Основоположник проектов американский педагог Уильям Кильпатрик представлял учебный процесс в детском саду, как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что должно быть. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Именно, исходя из этого, я решила попробовать провести с детьми небольшую исследовательскую работу.

Коррекционные занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи детского сада проводятся с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи, имеющими нарушения в звукопроизношении. Цель логопеда – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи дошкольника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.

Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произнесении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется и постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопеды развивают подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад.

Это объясняется рядом причин, например, отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку в начале учебного года самые дошкольники не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекла родителей. У большей части детей — логопатов нарушено произношение звука [Р], именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]».

Цель проекта: осмысление ребенком — логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].

Задачи:

-выяснить, какие органы участвуют в образовании речи человека;
-установить, какие из них принимают участие в произношении звука [Р];
-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р].

Вид проекта:

исследовательский, краткосрочный, индивидуальный

Адресация:

Проект реализуется в рамках Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Возраст участников: 6-7 лет.

Сроки реализации: декабрь 2018-2019 учебного года

Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука [Р].
Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.