Консультация по логопедии «Почему ребенок молчит?»

Автор: Мальцева Ольга Сергеевна

Образовательное учреждение: МБДОУ Ярсалинский Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: с. Яр-Сале, Ямало-Ненецкий АО

Тема: Консультация по логопедии «Почему ребенок молчит?»

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 07.04.2019

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха, но бывают нарушения со стороны центральной нервной системы .К патологиям, способствующим появлению грубых дефектов речи относятся : токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания при беременности, травмы ,несовместимость крови по резус-фактору и др. Внутричерепное кровоизлияние у младенца, явившееся следствием родовой травмы или асфиксия во время родов. Болезни самого ребенка в первые годы жизни малыша. Травмы черепа, сотрясение мозга. Наследственность. Неблагоприятные социально-бытовые условия. Уровень развития речи напрямую зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Речевые области головного мозга формируются под влиянием импульсов пальцев рук. А у некоторых детей ручная и пальчиковая моторика не развита. Еще одна причина задержки в развитии речи –неудовлетворенность ребенка в эмоциональном контакте с окружающими. Родители мало общаются с ребенком, считают ,что ему достаточно игрушек. Неудовлетворенная потребность в общении приводит к тому ,что ребенок растет молчаливым, не самостоятельным. Еще одна причина: родители не учат ребенка говорить соответствующие слова предметам и ситуациям конкретные слова. А если взрослые не ставят такой задачи, то ребенок не будет развивать свои возможности. И ,наконец, нормальное развитие речи может быть нарушено стремительностью речевого развития, это когда первые слова ребенка опережают возрастные нормы и сроки развития речи. Ребенок вдруг в один год и три месяца начинает говорить правильными предложениями, используя совсем недетские слова. Родители в восторге и при каждом удобном случае демонстрируют своим знакомым необыкновенные способности ребенка. Его учат, ему рассказывают, читают. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоком информации, которая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, прежде всего речевых.

Что надо делать, если ребенок молчит?

Прежде всего, такого ребенка необходимо как можно раньше показать психоневрологу. Дома с ним нужно обязательно проводить специальные игровые занятия по развитию понимания обращенной к нему речи, учить подражать звукам, слушать песни, сказки, музыку. Нужно тренировать у малыша слуховое внимание, используя различные звучащие игрушки и музыкальные инструменты, развивать умение определять направление звука в пространстве. Понимать обращенную к нему речь ребенок должен учиться в знакомой для него обстановке. Мать, ухаживающая за ребенком, постоянно разговаривает с ним, общаясь не только посредством голоса , но и при помощи мимики и жестов. Таким образом, у ребенка формируется потребность речевого общения, развивается понимание обращенной к нему речи, а это является важной предпосылкой развития активной речи малыша. Другим важнейшим фактором становления моторной стороны речи является развитие артикуляционных движений, совершенствование общей моторики ребенка и особенно тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Поэтому отставание в развитии речи часто наблюдается у детей с двигательной недостаточностью. Особую роль при отставании в развитии речи играют даже незначительные нарушения слуха. И если ребенок молчит, в первую очередь необходимо проверить его слух. Слух может быть нарушенным избирательно, может отмечаться недостаточность так называемого фонематического слуха. И тогда особое внимание уделяют развитию фонематических процессов.