Коррекционно–развивающие технологии на уроках чтения.

Автор: Мишина Наталия Владимировна

Образовательное учреждение: ГБС(К)ОУ № 31 Невского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Коррекционно–развивающие технологии на уроках чтения и развития речи в школах для глухих детей с учётом новых образовательных стандартов.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 13.04.2019

Термин «Технология» в отечественной педагогике начал формироваться и использоваться в 50-х годах XX века. Обобщая научно-методические исследования (Бергер Н.А, Назарова Н.М., Орлова О.С. Речицкая Е.Г, Туманова Т.В, Яхнина Е.З.) мы можем говорить о том, что педагогические технологии — это совокупность методов, форм, воспитательных средств и приёмов обучения, которые систематически используются в образовательном процессе.

Опираясь на нормативные документы ФГОС НОО, методические материалы по апробации проектов новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ (с учётом требований проекта АООП для глухих детей), в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 31 г. Санкт- Петербурга разрабатываются и динамично внедряются в учебно- воспитательный процесс актуальные коррекционно-развивающие технологии. Они позволяют учителям добиваться положительной динамики в коррекционно-образовательном сопровождении неслышащих школьников; обеспечивают развитие познавательной активности учеников, их, творческих способностей, личностной мотивации в процессе овладения детьми знаниями и формировании у них универсальных учебных действий (УУД).

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашей школе, содержат в себе сочетание инновационных технологий с классическими методами и формами обучения, что даёт новый эффект в совершенствовании современного учебно-воспитательного процесса, а следовательно и разноплановой учебной и внеурочной деятельности.

Остановимся на коррекционно-развивающих технологиях, которые применяются нами в начальных классах на уроках чтения и развития речи; а так же при разработке компьютерных методических приложений к серии учебников «Чтение и развитие речи» для 1-6 классов, которые отражают современные требования к коррекционно-развивающим технологиям.

Авторы М.Л. Баранова, Н.Е. Граш, О.А. Красильникова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, М.И. Никитина, Т.С. Овчинникова,

коррекционно- развивающим технологиям относят:

Технологии проблемного обучения.

Технологии уровневой дифференциации.

Технологии проектного обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии.

Информационно-компьютерные технологии.

Все элементы выше названных технологий теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодействуют между собой в процессе вообще обучения и чтению и развитию в частности.

Значение чтения художественных произведений и развития речи в связи с читаемым для младших глухих школьников переоценить трудно. Чтение вовлекает читателей в раздумья над поступками и поведением людей, над происходящими событиями, над жизнью, событиями, побуждает к морально – этическим оценкам.

Целью уроков чтения и развития речи является создание такой модели обучения детей со слуховой депривацией, в процессе которой у каждого ребёнка появляется механизм компенсации имеющегося сенсорного дефекта, который способствует общему и речевому развитию школьника, формирует его продуктивную читательскую деятельность, развивает его эмоционально-эстетическую сферу, интегрирует в современное общество.

Технологии проблемного обучения используются нами на уроках чтения и развития речи при решении поставленной перед учащимися проблемной задачи, которую они могут решить с помощью учителя или самостоятельно.

Начиная с первого класса работу над художественным произведением мы в след за Н.Е. Граш рассматриваем как единство активной мыслительной деятельности глухого школьника, эмоционального переживания читателя художественному образу и словесного выражения своего оценочного суждения, в котором субъективно отражается прозаический или поэтический образы текста.

Как правило, в классе учатся дети с различным уровнем общего развития и сформированности речи. В связи с этим технологии уровневой дифференциации помогают нам расширять возможности осуществления индивидуального речевого подхода к освоению художественного текста разными категориями школьников. Для этого мы используем речевые образцы, речевые алгоритмы и речевые опоры различной степени сложности, которые направлены на формирование у глухого маленького читателя навыка целостного восприятия литературного произведения с учетом его личностных реалий. Например, работая над рассказом «Ёж — спаситель» по В. Бианки во 2 классе для ответа на вопрос «Подумай, почему рассказ называется так» для более глубокого и детального осмысления текста, второклассникам предлагаются дифференцированные речевые конструкции

Лёгкий вариант ответа предполагает использование учеником готового образца предложения:

«Рассказ называется (Ёж-спаситель), потому что ёж (спас) (девочку)».

Более сложный вариант высказывания предлагает ученикам речевые конструкции, в которых присутствуют вопросы в скобках, ответы на которые ребёнок находит в опорной лексике.

«Я знаю, почему рассказ называется (как?). (кто?) хотела (что сделать?) девочку, а ёж (что сделал?) змею. Ёж (какой?).» Слова- помощники: Ёж-спаситель, гадюка укусить, задушил, смелый.

Развёрнутый вариант высказывания представляет собой речевой алгоритм, в котором вместо вопросов присутствуют многоточия, ориентирующие ученика самостоятельно продолжить предложение своими словами, используя авторские выразительные «Рассказ называется…, потому что….»

Большое значение на уроках чтения и развития речи имеют технологии проектного обучения, которые учат школьников применять полученные знания на практике, используя универсальные учебные действия.

Мы рассматриваем проектную деятельность прежде всего в реализации тесных межпредметных связей с уроками ППО.

Это значит, что в процессе создания учебного пособия (аппликация, зарисовка, иллюстрированная книжка, макет) по изучаемым рассказу, сказке, стихотворению активизируется и мотивируется речь детей, формируются навыки свободного словесного общения, воспитываются трудолюбие, аккуратность, настойчивость, эстетический вкус маленького читателя. Словесное рисование, демонстрация действия, разноплановая работа над портретными характеристиками, домысливание рассказа учат ребёнка сопереживать читаемому и формировать элементарные субъективные оценочные суждения.

Значимыми на уроках чтения и развития речи являются здоровьесберегающие технологии, которые направлены на физическое, психологическое и социальное благополучие учащихся.

Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому возникает необходимость усовершенствования образовательной среды здоровьесберегающими технологиями. Обязанностью школы в целом и каждого учителя в частности становится: создание условий комфортного пребывания учащихся в школе и на уроке; обеспечение рационального режима учебной работы и внеучебной деятельности;

формирование положительного эмоционального настроя ребёнка к учебно-воспитательному процессу; рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха; учёт состояния здоровья, возможностей общего и когнитивного потенциалов учащихся при планировании нагрузки; использование на уроке заданий различной степени сложности; физические минутки.

Игровые технологии на уроках чтения и развития речи на наш взгляд, тесно связаны с развитием оречевлённых адекватных эмоций и пантомимики неслышащих маленьких читателей.

Одним из центральных этапов работы над текстом является анализ произведения, то есть выяснение причинно-следственных связей, мотивов, поступков действующих лиц и характеров персонажей.

Глухие младшие школьники испытывают большие трудности в понимании описанных в тексте фактов, явлений и событий, поэтому детское инсценирование мы рассматриваем как составную часть уроков чтения и развития речи. Этот методический приём помогает ребятам встать на место героев произведения и оказаться внутри сюжетной линии повествования, а значит глубже понять и сопереживать содержание прочитанного.

Так например, для передачи внутреннего состояния матросов в рассказе Л.Н Толстого «Акула» (4 класс) мы особое внимание обращаем на передачу учениками чувств героев: обрадовались, захлопали, испугались, тихий ропот, ропот стал сильнее, радостный крик.

На современном этапе развития образования от школы, в том числе и коррекционной, требуется активное внедрение в учебный процесс информационно — компьютерных технологий. Учитывая, что в образовательно- развивающей деятельности учащихся со слуховой депривацией, их сохранный зрительный анализатор выполняет ведущую компенсаторную функцию, компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и предоставления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (фотографии, рисунки, портреты писателей, таблицы, схемы) и экранные (слайды, фильмы). Используя различные интернет-ресурсы учитель готовит к уроку наглядный и раздаточный материал, и находит нужную учебно- тематическую информацию, которые может применять на уроке при работе с интерактивной доской.

Однако, необходимо помнить, что на уроках чтения и развития речи главной остаётся работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы и формы работы.

В таком дозированном и компромиссном сочетаниях инновационных и классических технологий, на наш взгляд, сохраняется и совершенствуется универсальная коммуникативная система обучения неслышащих.