НОД для детей с нарушением зрения. Лепка «Черепаха».

Автор: Дементьева Любовь Романовна

Образовательное учреждение: ГБОУ «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых»

Населенный пункт: г. Москва

Тема: НОД для детей с нарушением зрения. Лепка «Черепаха».

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 03.04.2019

Задачи:
Учить детей выделять основные части, форму, характерные признаки предмета.

Учить детей лепить черепаху из нескольких частей, располагая их правильно, соблюдая пропорции.

Развивать у детей воображение и интерес к лепке

Развивать творческие способности.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать внимание, усидчивость, старательность, аккуратность.

Оборудование и материалы:
Пластилин, доски, салфетки, гуашь желтая и зеленая, комплект кисточек, стаканчики с песком, бисер, скорлупа грецкого ореха, образец готовой работы, аквариум с черепахой, игрушечная черепаха (модель), аудиопроигрыватель.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня у нас будет занятие по лепке, а кого мы с вами будем лепить, мы узнаем после того, как отгадаем загадку:
Быстро по воде плывет,
Но очень медленно ползет.
Носит дом с собой всегда,
Не страшна ей с ним беда!
На ней панцирь – не рубашка,
Кто же это? (черепашка).
Воспитатель: Верно, так говорят про черепаху. И сегодня к нам на занятие пришла черепаха, она живет в аквариуме, в теплой воде, давайте познакомимся с ней, не бойтесь, опускайте руки в воду и аккуратно ощупайте нашу гостью.

Прикасайтесь аккуратно, чтобы не испугать ее.
Дети обследуют черепаху в воде, там она не прячется в панцирь. Затем можно достать ее из воды и ощупать панцирь более подробно.
Воспитатель: Вот у нее панцирь, вот голова, лапки, на них коготки, маленький хвостик.
После контакта с черепахой необходимо помыть руки.
Воспитатель: Напомните мне, кого мы сегодня будем лепить?
Дети: Черепаху.
Воспитатель: Кто запомнил, как называется очень прочная и твердая часть черепахи? Из чего его можно сделать?
Дети: Панцирь. Панцирь можно сделать из скорлупы ореха.
Воспитатель: Я предлагаю вам обследовать игрушечную черепаху, внимательно ощупайте ее голову, лапы, хвост. А теперь я предлагаю вам обследовать готовый образец, именно такую черепаху нам нужно сделать на занятии. Но, перед тем, как приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Черепашка»
Моя черепашка в коробке живет,
Купается в ванной, по полу ползет.
Ее на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить.

Этапы работы.
1этап-Деление пластилина на части.
Воспитатель: Перед вами, на доске лежит брусок пластилина, ощупайте его и разделите его на три равные части. Одну часть пластилина кладем в левый верхний угол, из него мы вылепим передние лапки, второй кусок пластилина кладем в правый верхний угол, третий кусок положите на середину доски.
Воспитатель дает детям скорлупу от грецкого ореха, предварительно наполненную пластилином и образец готовой работы.
2 этап — выполнение работы с опорой на образец.
Воспитатель: Возьмите образец, внимательно ощупайте его, давайте найдем голову и хвост.
Как вы думаете, как нужно разломить кусок пластилина, чтобы вылепить из него голову и хвостик?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, для хвостика нужен маленький кусочек, а для головы — большой.
Возьмите образец и потрогайте, какой формы хвостик, голова.
Дети: Хвостик похож на морковку, а голова круглая.
После того как дети вылепили хвост и голову им нужно объяснить, что голова и хвост располагаются на противоположных сторонах скорлупы, на одной линии.
В ходе работы необходимо напоминать детям о том, что образец поможет им справиться с работой самостоятельно.
Воспитатель: После того как мы вылепили голову и хвост, приступаем к лепке лап. Возьмите пластилин, который лежит в левом верхнем углу, из него мы вылепим передние лапки. Разделите пластилин на две части, и вылепите из него лапки. Как вы думаете, как можно слепить лапы?
Дети: (после обследования образца) Лапы похожи на колбаски.
Необходимо обследовать образец и установить где расположены передние лапы черепахи, уточнить, что они находятся возле головы. Также лепятся и задние лапы, спросить у детей, в каком углу остался пластилин (для задних лап).
Дети выполняют работу. В ходе лепки дети сравнивают образец и свою работу.

Воспитатель: Ой, какие красивые получились у нас черепахи. Ребята, я предлагаю вам отложить работу и размяться.
Физкультминутка «Черепашка».
Черепашка утром рано (дети закрывают и открывают глаза)
Встала с мягкого дивана (встают рядом со своим стульчиком)
Черепашка потянулась, (потягиваются)
Солнцу в небе улыбнулась! (улыбаются)
И надела черепашка (изображают, что одеваются)
Свою в клеточку рубашку (руками в воздухе рисуют клетку)
И, позавтракав немного, (изображают, что жуют)
Собралась она в дорогу (изображают, что кладут что – то в сумку)
По тропиночке пошла (шагают на месте)
Медленно и не спеша (переходят на очень медленный шаг)
То направо повернет, (поворачивают голову направо)
То налево, то вперед (поворачивают голову налево и в исходное положение)
Ох, нелегок длинный путь! (изображают, что вытирают пот со лба)
Хорошо бы отдохнуть (садятся на корточки)
Черепашка вдруг зевнула, (зевают)
Безмятежным сном уснула. (руки под голову и закрывают глаза)
И, поспав часок – другой, (в этом же положение изображают храп)
Медленно пришла домой (открывают глаза, садятся на свои места)

Дети сели за столы.
Воспитатель: Вот мы с вами слепили очень красивых черепах, давайте, еще раз сравним, свою работу с образцом, чего не хватает?
Дети: глаз.
Воспитатель: Верно, глаз, глаза мы сделаем из маленьких бусин, вот только они спрятались, вот вам стаканчики в них среди песка вы найдете бусинки. Когда найдете, приклейте их, чтобы получились глаза, не забывайте сравнивать расположение с образцом.
3 этап – разукрашивание черепахи.
Воспитатель: Ребята, наши черепахи получились очень красивыми, но они грустные, им не хватает цвета. Я предлагаю разукрасить их, обычно черепахи бывают, желтыми с зелеными пятнами или коричневыми. У меня есть зеленая и желтая краска.
Воспитатель ставит на доску перед ребенком зеленую и желтую краску.
Воспитатель: Вот тебе зеленая краска, поставь ее слева от себя, а вот желтая краска, ее поставь справа от себя. Вот кисти (кладутся перед ребенком), выбери сам, какой будешь разукрашивать (кисти разные: длинные и подобные грифелю). Алиса, какой кистью хочешь работать ты? Вова, с какой стороны у тебя желтая краска? Давайте возьмем свою черепаху, найдем ее панцирь, именно его нужно разукрасить желтой краской, работать нужно аккуратно, разукрасить нужно весь панцирь. Приступаем к работе, одной рукой мы следим за поверхностью, которую нужно разукрасить, в другой держим кисть.
Воспитатель: Какие красивые черепахи, у них желтые спины, а теперь мы украсим желтый панцирь зелеными пятнами. Давайте вспомним, где у нас находится зеленая краска? Открывайте ее, макайте пальчик, и рисуйте пальчиком красивые пятна на панцире вашей черепахе.

По окончании дети вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу, у нас получились отличные черепахи, ими можно играть, вы сможете забрать свои работы домой.