Автор: Шикина Ольга Николаевна
Образовательное учреждение: ГБУ «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Населенный пункт: г. Ершов, Саратовская область
Тема: Организация логопедических занятий дома.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Задача логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия.
Сотрудничество логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т. е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой. В индивидуальных тетрадях ребенка логопед записывает домашнее задание, исходя из изученного ранее материала. Работая с ребёнком дома, родители могут использовать альбомы Теремковой Н. Е «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5 – 7 лет», Бунеевой Е. В, Кисловой Т. Р. «По дороге к азбуке», Бетц Л. Л., Цукановой С. П. «Я учусь говорить и читать» и других авторов по всем направлениям коррекционной работы.Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Вовлечение родителей в коррекционно – образовательный процесс – одна из задач учителя – логопеда. Помощь родителей обязательна и очень важна, так как именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребенка, и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые в коррекционно – образовательной деятельности навыки.
Вот несколько советов родителям, как работать с детьми дома по заданию логопеда:
1. Проводить выполнение заданий в спокойной доброжелательной обстановке, учитывая настроение и желание ребенка.
2. Домашние задания выполнять не в один приём. А разделить на части (по10-15 минут работы).
3. Проводить выполнение заданий лучше в игровой форме, обыгрывая их.
4. Выполнение задания лучше проводить в одно и тоже время, это дисциплинирует ребенка, вырабатывает чувство ответственности.
5. Отмечайте каждый успех ребенка, хвалите его, это повышает мотивацию к продолжению выполнения задания.
6. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом по 5 – 7 минут(2 – 3 упражнения).
7. Задание по автоматизации звуков выполняются ежедневно по 5- 7минут 2 – 3 раза в день.
8. Задания по закреплению лексических тем, грамматического строя речи (упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов) необходимо выполнять по 10 – 15 минут 2 – 3 раза в неделю.
9. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов. Не выполняйте задание за ребенка, а вот наводящие вопросы бывают ребенку необходимы.
10. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов ребенок должен выполнять сам, но под обязательным контролем родителей.
Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.