Организация занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях.

Автор: Дорогова Марина Владимировна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»

Населенный пункт: г. Лесосибирск, Красноярский край

Тема: Организация занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Добрый вечер, уважаемые родители, сегодня на нашей встрече, мы рассмотрим вопрос организации занятий с детьми в домашних условиях.

Как Вы считаете, есть ли необходимость самостоятельной организации занятий в домашних условиях?

Приведу несколько аргументов «за».

Необходимо, потому что:

— приучение к учебной деятельности в домашних условиях (поможет при переходе к обучению в школе или с педагогом в домашних условиях при получении образования на следующем уровне);

— необходимость в регулярных занятиях, что не может быть обеспечено специалистами в образовательном учреждении (ежедневные занятия, желательно в одно и то же время, формируют устойчивую привычку, что облегчает дальнейшее обучение);

— не достаточно времени отводится на занятия в детском саду и с другими специалистами (навыки у детей с проблемами в развитии формируются за длительный период времени, что связано с нарушением познавательных процессов (памяти, внимания и т.д.), необходима отработка заданий);

— стойкие нарушения в развитии приводят к тому, что дети пассивны и не проявляют желание активно действовать с предметами и игрушками (игра у детей формируется после обучения действовать с игрушкой, действия с предметами и игрушкой так же нарабатываются посредством упражнений).

Остаётся только один аргумент «против», если занятия организовано не правильно, тогда наблюдается отрицательный результат.

Ошибки:

— не правильно организована среда, ребенок испытывает «сенсорный голод» (в данном случае – переизбыток сенсорных раздражителей, перенасыщенная окружающая среда, посторонние звуки, слишком много предметов, слишком яркие цвета и т.д.);

— не регулярность (в режиме дня и не ежедневно);

— неверно рассчитана нагрузка (по времени и сложности материала, упражнения слишком сложные или слишком простые, как результат – нет развивающего эффекта, ребенок не хочет выполнять, или выполняет очень легко и быстро, что не способствует сосредоточению на задании);

— завышенные или заниженные требования к выполнению заданий (необходимо правильно оценивать возможность ребенка в выполнении заданий, правильно оказывать помощь в требуемом объёме, с постепенным переходом к самостоятельному выполнению);

— неумение стимулировать заинтересованность (правильно найти «стимул-поощрение», предоставлять в нужном объёме, при сформировавшейся привычки, перейти к вербальному и тактильному поощрению).

Перейдем к вопросу, как организовать занятие в домашних условиях?

Регулярность (детям дошкольного возраста необходимо соблюдения режима, это позволяет ребенку чувствовать себя эмоционально комфортно).
Организация рабочего места (стол расположить таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть его без разрешения. В зоне досягаемости расположить те материалы, которые будут использованы во время конкретного занятия, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Они размещаются слева от ребенка, желательно на полке, по мере выполнения убираются. Материалы для упражнений размещаются каждый в отдельном прозрачном боксе с крышкой. На боковой поверхности бокса карточка с изображением упражнения, для дальнейшей ориентировки ребенка при самостоятельном выполнении плана занятия (на последующих этапах)).
Подбор упражнений, возможность усложнения (упражнения подбираются индивидуально для ребенка, с возможностью усложнения, например, сортировка по двум цветам, далее по трем и т.д. Упражнения имеют различную направленность: сортировка, установление соответствия, развитие моторики, вызывание звукоподражания и т.д. Упражнение строится на четкой визуальной организации).
Разработка плана (в соответствии с возможностями ребенка, так же учитывать время, проведенное за столом, начиная от нескольких минут до 30-35 минут. Если время занятия за столом не менее 20 минут, включить последующие физические упражнения, двигательную активность).
Выбор «стимул-поощрения» (легче всего подобрать пищевой стимулятор, так как можно использовать после каждого выполненного упражнения. «Стимул-поощрение следует использовать только для поощрения при выполнении упражнений и обязательно исключить из других моментов).
Отслеживание результатов (рекомендую использовать «лист упражнения», который представляет собой таблицу, где указывается дата занятия и отмечается, выполнил ребенок упражнение самостоятельно или ему потребовался определенный вид помощи. Это может быть прямая помощь, держа руку ребенка и, выполнение действия его рукой. Помощь может быть направляющая – помогаем только при затруднении. Помощь в виде показа образца действия и другие виды помощи. Отслеживание результата помогает корректировать подбор и усложнение упражнений в дальнейшем, а так же предоставляет возможность родителям видеть результаты освоения тех или иных упражнений детьми, заметить динамику развития).
Обозначу возможности в оказании помощи по организации занятий с детьми в домашних условиях:

— Консультация по организации развивающей предметно-пространственной среды и рабочего места;

— Составление программы занятий, виды материалов для упражнений;

— Разработка формы отслеживания результатов.