Автор: Глазова Маргарита Фёдоровна
Образовательное учреждение: МАДОУ детский сад 14
Населенный пункт: г. Красноуфимск, Свердловская область
Тема: Развитие межполушарного взаимодействия у детей.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Дата публикации: 29.03.2019
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при тесном сотрудничестве полушарий мозга. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).
Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.
Начать необходимо с развития координации движений, моторики ребенка.
Телесные движения (ходьба, ползание), дыхательные и глазодвигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения: «Зеркальное рисование», «Колечки», «Кулак-ладонь-ребро», «Веселые карандаши» (дети собирают карандаши в кулак правой рукой / левой рукой/ обеими одновременно и выкладывают на стол правой рукой / левой рукой/ обеими одновременно), «Перекрестные шаги», «Перекрестные прыжки» и т.д.
Метод психографики: ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно (например, «Проведи линию по пунктирным линиям левой / правой рукой», «Обведи по контурам двумя руками одновременно»). Ребенку можно предложить раскраску, которая включает в себя задания, построенные на основе интеграции визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. На начальном этапе ребенок по графическим дорожкам «проводит» линию пальчиком, мячиком (разных размеров), затем можно предложить выполнять задания карандашом.
Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушария. Формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно- моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляются точность и плавность мелкомоторных движений.