Автор: Дементьева Любовь Романовна
Образовательное учреждение: ГБОУ «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых»
Населенный пункт: г. Москва
Тема: Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Дата публикации: 30.03.2019
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.
Правильное отражение действительности, возможно при взаимодействии зрения и сохранных органов чувств. Поэтому требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у детей с ограниченным зрением.
В связи с малой двигательной активностью, мышцы рук детей с нарушением зрения бывают вялыми или слишком напряженными. Все это усложняет развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук и усложняет формирование предметно-практической деятельности детей.
Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Дошкольники познают мир через игру. Именно в игре закрепляются полученные знания об окружающем мире, осуществляется всестороннее развитие, формируются психические функции ребенка.
Из опыта работы мы выяснили, что осязание является важным средством компенсации нарушенного зрения и способствует возможности наиболее тонко познавать свойства предметов, его признаки, сравнивать, исследовать, классифицировать окружающие предметы. Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь, а формирование речи способствует развитию мышления. Прощупывая и прикасаясь к предметам, из различных материалов дети овладевают элементарными математическими представлениями.
В нашей группе 8 детей. Многие дети из-за плохого зрения или его отсутствия совсем отличаются крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием, в работе быстро утомляются. У детей отмечается в разной степени общая моторная недостаточность. А также нарушение координации пальцев и кистей рук.
Поэтому в своей группе мы организовали коррекционную работу по развитию осязания и мелкой моторики с помощью дидактических игр, которые сделали своими руками.
Игры на развитие тонких координированных движений пальцев рук.
«Накорми Сашу и Машу».
Задачи: развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность, глазомер, аккуратность, усидчивость.
Материал: емкость с крупой (фасоль, горох).
Ход: воспитатель предлагает выбрать исходный материал и разложить по разным емкостям.
«Художественная шнуровка».
Задачи: развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, чувствительность, глазомер, усидчивость; закреплять знание основных цветов и их оттенков.
Материал: резиновая сетка с ленточками разного цвета.
Ход: детям предлагается самостоятельно выбрать цвет ленты и шнуровать сетку.
«Гвоздики и резиночки».
Задачи: развивать тонкую моторику рук, глазомер, чувствительность, ориентировку в микропространстве, воображение, усидчивость; закреплять основные цвета.
Материал: доска с гвоздиками и резинки разного цвета.
Ход: предложить детям надеть резинки на гвоздики по схеме или придумать самостоятельно изображение.
«Трубочки».
Задачи: развивать тонкую моторику рук, тактильную чувствительность, внимание, усидчивость.
Материал: емкость с отверстиями, трубочки.
Ход: тактильно обследовать емкость с отверстиями и вставить в эти отверстия трубочки.
«Заплети косичку».
Задачи: развивать тонкую моторику рук, тактильную чувствительность, внимание, усидчивость.
Материал: манекен головы куклы с волосами.
Ход: предложить ребенку заплести косичку.
Игры на тактильные ощущения.
Перед тем, как начать играть в тактильные игры, мы помогаем детям научиться обследовать предметы на ощупь-тактильно. Дети обследуют вначале поверхности предлагаемых объектов – гладкие, шероховатые, ребристые, колючие, мягкие, твердые, теплые, холодные. Далее мы начинаем тактильно изучать объемные фигуры, прощупывая каждую ее часть.
«Геометрическое табло».
Задачи: развивать тонкую моторику рук, тактильную чувствительность, внимание, усидчивость, умение ориентироваться в пространстве. Различать предметы по форме, цвету, величине.
Материал: большой круг из фетра с геометрическими фигурами, геометрические фигуры из фетра разного цвета и разной формы на лентах.
Ход: предложить детям обследовать руками большой круг из фетра с геометрическими фигурами и назвать эти фигуры. Предложить детям найти пару из геометрических фигур и приложить их к таким же фигурам на круге.
«Колючки для ежей».
Задача: развивать мелкую моторику, пространственное воображение, способствовать развитию интеллекта мышления и становлению речи. Различать предметы по цвету и размеру.
Материал: картонный силуэт ежей разного цвета, разноцветные прищепки.
Ход: предложить ребенку прикрепить колючки для ежей из прищепок (по цвету ежей, по заданному количеству колючек).
«Домино».
Задачи: развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память.
Материал: деревянные фишки, с одной стороны разной фактуры на ощупь.
Ход: предложить ребенку найти фишки одинаковой фактуры и их соединить.
«Найди такую же рыбку»
Задачи: развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память. Различать рыбок по цвету и размеру.
Материал: рыбки из фетра разной величины и цвета с чешуей разной фактуры.
Ход: предложить ребенку найти рыбки с чешуей одинаковой фактуры, найти рыбки одинаковые по величине, найти рыбки одинаковые по цвету.
Игры на осязание и развитие мелкой моторики рук.
«Божья коровка».
Задачи: развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, глазодвигательные функции.
Материал: пластмассовые фигурки насекомых, привязанные к шнурам и прикрепленные к карандашу.
Ход: предложить детям накручивать шнур на карандаш. Позже, освоив процесс, можно предложить эту игру в виде соревнования «Кто быстрее».
«Закрути крышку».
Задачи: развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, осязание, тактильную чувствительность. Закреплять основные цвета.
Материал: крышки от пластиковых бутылок.
Ход: предложить детям закрутить крышки на сердцевине цветка, посчитать цветы.
Отличительным, универсальным характером этих игр – является: материал (нестандартный, бросовый). Эти игры влияют на психоэмоциональное состояние, направлены на развитие внимания, воображения, мышления, ориентировку в окружающей среде, их можно переносить и играть в разных игровых центрах, как дидактический материал для проведения занятий, досугов, физкультминуток. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз.
Таким образом, движение рук является основой для формирования навыков осязания и развития моторики у детей. От уровня развития мелкой моторики рук зависят показатели готовности детей к школе. Движения пальцев рук влияет не только на развитие моторной функции речи, оно стимулирует психические функции мышления, памяти, внимания.