Развитие понимания эмоциональных переживаний у детей с ЗПР.

Автор: Маркова Виктория Эдуардовна

Образовательное учреждение: ГБДОУ № 120 комбинированного вида Выборгского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Рекомендации по развитию понимания эмоциональных переживаний у детей с ЗПР.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Одной из специфических закономерностей аномального развития психики являются особые взаимоотношения ребенка с окружающей средой, и прежде всего с людьми. В силу своих особенностей, дети с задержкой психического развития испытывают трудности в осознании своих переживания и не всегда понимают эмоциональные состояния людей, эмоции таких детей не всегда адекватны, наблюдается отклонения в поведении, всё это затрудняет их взаимодействие с окружающими и адаптацию в социуме. Проблемы в эмоциональной сфере, если не предпринимать необходимых мер их коррекции, в дальнейшем сказываются на обучении детей, на их успеваемости и приводят к различным формам социально – психологической дезадаптации. Поэтому, дети с ЗПР нуждаются в формировании эмоциональной сферы и коррекции её недостатков, это является одной из приоритетных задач воспитания в целом. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «…эмоции не развиваются сами по себе, …основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема». Важным моментом в работе психолога и педагога, является необходимость научить ребенка управлять своими эмоциями, понимать эмоциональнее состояния других людей, что позволит контролировать свое поведение и приведет к успешному взаимодействию с окружающим миром.

Для коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития необходим комплексный подход. Важно, чтобы коррекционно-развивающая работа проходила в системе, в которой задействованы все специалисты.

Для осуществления коррекционной работы по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития рекомендуется учитывать следующие условия:

Установление положительного эмоционального контакта с ребенком, доброжелательный настрой педагога.
Эмоциональное проведение занятия, обогащенный интонациями голос педагога.
Организация специальных коррекционных занятий, направленных на снятия напряжения, обучение выразительным движениям — «азбуке эмоций» и имитации различных эмоциональных состояний.
Развитие умений понимать эмоциональные состояния, учить ребенка распознавать свои и чужие эмоции, анализировать причины их возникновения.
Применение в практике педагогические средства, которые способствуют появлению положительного отклика со стороны ребенка (поощрение, ситуация успеха, музыкальное сопровождение занятия и т.д)
Развитие умений у ребенка контролировать свои эмоции, осознавать их, и справляться с ними.
Рекомендуем основные направления коррекционной работы по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития:

¬ Развитие мышечных реакций, которое включает:

обучение мимической гимнастике;
обучение пантомимическим упражнениям на понимание эмоций;
обучение навыкам релаксации.
¬ Развитие эмоциональной сферы детей, которое содержит:

обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других — людей и животных;
обучение правильному восприятию и распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
обучение умению понимать и анализировать собственные эмоции;
овладение словесными обозначениями эмоций.
¬ Развитие коммуникативных умений и навыков, которое включает:

обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.
¬ Формирование адекватной самооценки.

Примерная схема проведения занятия по эмоциональному развитию:

1.Мимическая гимнастика (приложение 1).

2. Работа над пониманием эмоциональных жестов, движений, поз – вначале педагог сам показывает, затем предлагает ребенку повторить эмоциональные движения (Приложение 2).

3. Проигрывание различных эмоциональных состояний с помощью голоса и интонации (приложение 3).

4. Проигрывание ситуаций, эмоциональных этюдов, упражнений (Приложение 4).

5. Рассматривание одноперсонажных и многоперсонажных схем, раскрывающих эмоциональные проявления в различных жизненных и сказочных контекстах; схем с вариативным проявлением эмоций; схем в которых внешнее выражение и причина эмоций представлены в конфликтной форме, т. е. прямо не согласуются; схем, предполагающие оценку причинно следственных связей (Приложение 5).

6. Рассматривание и «расшифровка» эмоций на картинах, пиктограммах, работа над эмоциональным словарным запасом (репродукции картин И. И. Левитана «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «У омута»; В. Д. Поленова «Ранний снег», «Золотая осень», «Пруд»; И. И. Шишкина «Бурелом», «Дубовый лес», «Иней», «Рожь»; В. М. Васнецова «Аленушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «Царевна лягушка», «Снегурочка», «Иван Царевич на Сером Волке»; Ф. А. Васильева «Оттепель», «Перед дождем», «Рассвет», «Мокрый луг», «Осень» и др)

7. Работа над литературным произведением. Это могут быть стихи А. Блока («Летний вечер», «На лугу», «Зайчик» и др.), В. Берестова («Веселое лето», «За игрой», «Заяц барабанщик» и др.), С. Дрожжина («Миновало лето», «Первый гром», «Все зазеленело»), А. Плещеева («Скучная картина», «Осенью»), А. Фета («Сад весь в цвету…», «Задрожали листы, облетая…»); рассказы П. Бажова, В. Драгунского, Н. Носова, К. Паустовского, М. Пришвина, Л. Толстого; сказки Г. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др.

8. Передача ребенком настроения, эмоционального состояния путем выбора соответствующей картинки (приложение 6).

9. Прослушивание музыкальных произведений, выразительно передающих различные настроения, эмоциональные состояния (музыкальные пьесы: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»; Л. Бетховен «Веселогрустно»; Р. Шуман «Веселый крестьянин»; С. Майкапар «Тревожная минута» и «Раздумье»; Д. Кабалевский «Печальная история», «Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка», «Клоуны»; А. Гречанинов «Материнские ласки»; Г. Свиридов «Грустная песенка» и т. д.).

10. Подведение итогов занятия с обязательным стимулированием (похвалой) детей за участие в работе.

Для того, чтобы коррекционная работа по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития была эффективной, необходимо помощь семьи.

Для педагогов и психологов мы рекомендуем:

проводить родительские собрания, на которых необходимо объяснить насколько важно развитие эмоциональной сферы ребенка;
ознакомить родителей с спецификой и особенностями эмоциональной сферы ребенка;
проводить индивидуальные беседы, с обсуждением возможного коррекционного воздействия на ребенка, намечая пути решения проблемы;
помощь в подборке практического материала для развития эмоциональной сферы.
Рекомендация для оформления стендов для родителей:

Важно насыщать ребенка сенсорной информацией начиная с самого раннего возраста. Не нужно быть излишне строгими с детьми, позволяйте им бросать, трогать, трясти, кидать, пробовать на вкус, нюхать предметы и игрушки это позволяет развивать органы чувств, что является благоприятным условием для развития эмоциональных проявлений;
Обязательно читайте детям литературные произведения, при этом важно соблюдать интонации, выразительность, передавать настроение героев, учите детей сопереживать персонажам, чувствовать их переживания;
Давайте детям больше положительных впечатлений, посещайте цирк, концерты, детские представления, важно обращать внимание ребенка на эмоции, движения, мимику, жесты артистов;
Побуждайте детей к активному самовыражению, импровизации, проявлению творчества. Устраивайте домашние театрализованные представления, игры, участвуйте в них;
Поощряйте оригинальность эмоциональных проявлений в мимике, пантомимике, в речи вашего ребенка;
Пополняйте детский уголок новыми книгами, игрушками, пособиями;
Создавайте вместе с ребенком поделки, рисунки и т.д.;
Детей младшего школьного возраста побуждайте выражать свое отношение к различным поступкам, возникшим трудностям, ситуациям;
Посещайте с детьми школьного возраста театр, кино и т.д..
Выясните, что привлекает вашего ребенка, чем бы он хотел заниматься. Направьте ребенка в секцию, кружок, любимое хобби и коллектив сверстников является благоприятным условием для развития эмоциональной сферы детей.
Приложение

Приложение 1.

— Сморщить лоб и поднять брови (удивиться), выше, еще выше и расслабиться.

— Нахмуриться (рассердиться) – еще сильнее — расслабиться.

— Расширить глаза (испугаться), затем расслабить веки, представив, что наступила ночь и хочется спать.

— Расширить ноздри (вдохнуть, почувствовав какой – то запах; выдохнуть) – расслабиться.

— Зажмуриться (ужас) – расслабить веки (ложная тревога).

— Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) – расслабиться.

— Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) – расслабиться.

— Улыбнуться как можно сильнее – расслабиться.

Приложение 2.
«Говорящие руки»
Педагог обращает внимание детей на то, что наши руки могут «без слов» сказать многое: поблагодарить, поприветствовать, выразить недовольство, любовь и т. д. Далее педагог просит детей с помощью жестов изобразить радость, обиду, удивление, гнев, усталость и т. д.

При повторении игры можно предложить одному ребенку руками сообщить какую-нибудь информацию. Остальные дети будут пытаться отгадать, что он хотел сказать.

«Угадай-ка»
Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям отгадать «живые загадки», а затем тихонько, чтобы не слышали другие дети, дает одному из участников игровое задание. Ребенок выполняет его. Дети пытаются отгадать продемонстрированный им образ. Примерный перечень заданий:

• Изобрази свирепого медведя, бегущего за Машей;

• Изобрази, как лиса уговаривала колобка сесть ей на язычок;

• Покажи, как расстроенный заяц бежал по тропинке в надежде, что кто-нибудь поможет ему выгнать лису из избушки;

• Изобрази, как дул волк на соломенный домик Ниф-Нифа;

• Покажи, как ловит комаров веселый лягушонок;

• Покажи, как кот Леопольд шел на рыбалку.

В дальнейшем при повторении игры задания можно усложнить, например предложить двум детям изобразить фрагмент из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: веселый Буратино убегает от злого Карабаса-Барабаса и т. д.

Приложение 3.

«Передай голосом»
Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д

Приложение 4.

«Волшебное зеркало» — педагог (ребенок) демонстрирует жест или позу, дети повторяют движение.

«Мое настроение» — ребенок изображает различные эмоциональные состояния – я устал, я весел…

Приложение 5.

Разноперсонажные схемы

Котенок удивленно смотрит на ежа. Состояние удивления

1.jpg

Многоперсонажные схемы

Мама дарит девочке куклу. Мама радуется, девочка удивляется

4.jpg

Схема, предполагающие оценивание причинно-следственных связей.

Дети наблюдают за упавшим с велосипеда мальчиком (ситуация-причина) – дети смеются, мальчик удивлен (следствие) – пустой кружок, в котором дети изображают варианты адекватного разрешения данной ситуации.

5.jpg

Приложение 6.

Педагог заранее устанавливает в разных местах зала пиктограммы. Читая стихи, он предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, соответствует настроению отрывка. Для этого предлагаются следующие стихотворные отрывки.

Плачет серенький зайчонок,

Так невесело ему.

Он промок,

Замерзли лапки,

Заблудился он в лесу.

Скоро ночь, скорей бы к маме

Как найти её: «Ау!»

Сердитый, страшный серый волк

Весь день по лесу бродит,

Обходит каждый кустик он,

Но зайцев не находит.

Рано утром, на рассвете

Вышел гномик погулять,

Чтоб лесным зверятам разным

Свой костюмчик показать.

В небе солнце улыбалось,

Радовался гном,

Что его наряд прекрасный

Увидят все кругом:

Заяц и лисица,

Волк, барсук и львица.

Рано утром солнышко встает,

У дома на заборе петушок поёт.

Радуются солнышку яркие цветочки,

Раскрывают солнышку свои лепесточки.

Жил на свете слон,

Смеяться не любил он.

И ходил он весь в печали,

Грустно головой качая.

Однажды в солнечный денёк,

Уселся ёжик на пенёк.

Его увидел зайка серый,

К нему бежит он со всех ног:

«Что ёжик грустный ты такой,

Что приключилось друг с тобой?»

В магазине «Для детей»

Встретил ёж своих друзей.

Заболтался, закрутился,

Магазин уже закрылся.

Ежик очень загрустил,

Что игрушек не купил.

Мишка-топотышка

Лесной дорогой шёл.

Песню пел малышка,

Вдруг в ельник он зашёл.

Набрал он много шишек,

И радостный такой

С корзиной полной шишек

Он поспешил домой.