Развитие пространственных представлений у детей.

Автор: Черных Юлия Олеговна

Образовательное учреждение: МБДОУ » Детский сад «Дубравушка»

Населенный пункт: г. Рубцовск, Алтайский край

Тема: Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 13.04.2019

Одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста выступает формирование представлений о пространственных отношениях, развитие умений и навыков ориентировки в пространстве, а также знакомство с пространственным моделированием.

В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умений ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности.

Исследователи называют в качестве одного из важнейших условий повышения достижений ребёнка именно формирование у него пространственных представлений [6].

Пространственные представления у детей дошкольного возраста развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения разных величин.

Любая из форм дизонтогенеза характеризуется тем или иным типом дефицитарности базовых предпосылок психической деятельности. Так, у детей с недостатками развития наблюдается замедленное восприятие пространственных представлений, а ограниченная восприимчивость, недифференцированность ощущений и восприятий ещё более затрудняет их формирование. Развитие пространственных представлений у детей с задержкой психического развития происходит сложнее и дольше, чем у нормально развивающихся сверстников [7].

Отмечается неполноценность в формировании пространственных представлений, затрудненность и замедленность при приёме и переработке сенсорной информации у детей с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися детьми этого же возраста.

Дети данной категории испытывают значительные трудности в овладении действиями пространственного восприятия, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности.

Детям с задержкой психического развития сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому с самого начала коррекционного процесса необходимо вести работу в данном направлении.

Особую значимость имеет формирование пространственных представлений для подготовки детей с ЗПР к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой тетрадный лист, умение видеть расположение знаков на листе бумаги – это специфические требования, предъявляемые к первокласснику в процессе учебной деятельности. Если ребёнок не ориентируется в окружающем пространстве, не понимает пространственных направлений, расстояний и отношений, тогда усвоение им программы первого класса будет невозможным [5].

Ориентировка в пространстве у детей данной категории грубо нарушена, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании графических навыков, письма и чтения. При рисовании ребёнком с ЗПР человека отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении на листе бумаги, наблюдается диспропорциональность частей тела и т.п. [4].

Дошкольники с ЗПР плохо ориентируются в схеме собственного тела, испытывают затруднения в понимании грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения и направления.

Пребывая в условиях общеразвивающей дошкольной организации, дети с задержкой психического развития оказываются вовлеченными в совместный процесс обучения и воспитания совместно с нормально развивающими дошкольниками. Инклюзивное образование в этом случае предполагает подбор различных форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей с задержкой психического развития. Индивидуальные программы разрабатываются по итогам диагностики состояния каждого ребенка и дают возможность их активного включения в образовательный процесс.

Решать задачи по формированию пространственных представлений целесообразнее всего при взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателей группы, работающих с детьми с задержкой психического развития.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. В этом процессе участвуют кинестетический, осязательный, зрительный и слуховой анализаторы.

Первым этапом развития пространственных представлений у детей с ЗПР является обучение ориентировке в собственной схеме тела и в пространстве относительно себя. Далее идёт формирование восприятия пространственных отношений между предметами, ориентировка в микро пространстве в период старшего дошкольного возраста. Основными приёмами формирования ориентировки в пространстве являются наблюдения и словесное пояснение расположения предметов в пространстве, пояснение и графическое обозначение направлений, дидактические и подвижные. Важным условием является использование пространственной терминологии.

Специальные игры и игровые упражнения используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений, физической культуре, в режимных моментах, на рисовании и конструировании, в лепке и аппликации, а также на музыкальных занятиях. Для того чтобы ребёнок не путал правую и левую стороны необходимо накопить опыт практического действования правой и левой рукой, побуждать различать руки по названию и самостоятельно.

Следующей задачей является формирование ориентировки от себя, в основе которой лежат знания пространственного расположения отдельных частей собственного тела.

Только после того, как у старших дошкольников будет в достаточной степени сформирована ориентировка от себя, можно переходить к обучению пространственной ориентировке от других объектов. На всех этапах обучения важно обращать внимание на использование пространственных терминов, что служит показателем знаний об этих отношениях.

Таким образом, расширение пространственных представлений детей с опорой на все анализаторы представляется перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных ориентировок, что способствует овладению различными видами движений.

Трудность построения коррекционно-педагогического процесса обусловлена тем, что задержка психического развития является сложным, полиморфным нарушением и затрагивает различные аспекты психического и физического развития.

Мы видим, что восприятие пространства – одна из важнейших функций психической деятельности ребёнка, оно является основополагающим для развития письма, чтения, математики, изобразительного искусства и во всей жизнедеятельности человека. Важно своевременно установить способность ребёнка воспринимать такие признаки объектов как цвет, форма, величина, расположение в пространстве. К семи годам у ребёнка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:

пространственные признаки предметов (форма, величина);
пространственные отношения между предметами (справа, слева, сверху, снизу, над, под, между, около и т.д.);
направления в пространстве (налево, направо, вперёд, назад, вверх, вниз).
После выявления отклонений или отставаний в развитии пространственных представлений необходимо вести коррекционную и целенаправленную работу в данном направлении.

Недоразвитие или несформированность пространственных представлений у детей с ЗПР приводит к тому, что они испытывают значительные трудности при усвоении и употреблении предложно-падежных конструкций.

В связи с этим отметим игру, которой отведена особо важная роль в процессе формирования пространственных ориентировок. Игра является занимательным и доступным видом деятельности. Именно посредством игры можно вызвать интерес детей к изучению и совершенствованию пространственной ориентировки.

Необходимо уделять большое внимание при развитии у старших дошкольников с ЗПР пространственных представлений именно дидактическим играм и игровым упражнениям.

Требуется качественный подбор дидактических игр или подбор таких игровых элементов, которые были бы направлены на решение учебной задачи. В противном случае нельзя говорить о том, что игра выступает в качестве средства обучения.

Таким образом, дети с ЗПР, у которых несформированность пространственных представлений заметна уже в дошкольном возрасте, находятся в группе риска школьной неуспеваемости. Поэтому ясна необходимость ранней коррекции недоразвития пространственных функций в условиях инклюзивного образования. Основная работа по формированию пространственных представлений ведётся на занятиях по формированию элементарных математических представлений и включает в себя задания на определение формы, величины, местонахождения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела относительно окружающих предметов.

Значительным потенциалом в этом направлении обладают дидактические игры и игровые упражнения, поскольку в играх ребёнок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. Использование дидактических игр и игровых упражнений создаёт благоприятные условия для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Следовательно, можно утверждать, что своевременная и целенаправленная коррекция нарушений овладения детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития пространственными представлениями является одним из важнейших условий их развития и подготовки к обучению в школе.

Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития помогает специалистам и воспитателям систематизировать и совершенствовать работу по преодолению нарушений в развитии пространственных представлений.