Развитие речевого творчества детей 5-7 лет на логопедических занятиях.

Автор: Татьяна Владимировна Гончар

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 8

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Развитие речевого творчества детей 5-7 лет на логопедических занятиях.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 02.04.2019

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результате речь старших дошкольников отличается скудностью словарного запаса, плохой дикцией, слабой выразительностью.

Уровни проявления речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.

1. Высказывания детей.

Высокий. Высказывания детей точные, полные, содержательные хорошо аргументированные. Свободная интерпретация художественных образов.
Средний. Высказывания точны, но мало аргументированы, при интерпретации речь не развернута, ориентирована на стандарт, образец, трафарет.
Низкий. Ребенок молчит или дает односложные ответы, возникает необходимость в постоянной активизации речевых высказываний.

2. Выразительность речи.

Высокий. Речь ребенка интонационно окрашена, подкреплена мимикой, движениями, жестами.
Средний. Речь эмоционально окрашена.
Низкий. Слабая эмоциональная окраска.

Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи на логопедических занятиях. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.

В этом помогают игры – беседы, развивающие воображение ребенка,логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других,увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспи-тывают бережное отношение ко всему, что их окружает.

Обязательное условие – проведения игр после наблюдений, рассматривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Можно вместе с ребенком нарисовать «очеловеченные» предметы, предметы-символы.

Желательно, чтобы в играх присутствовал элемент психодрамы. Основой для игр должно быть волшебное сказочное перевоплощение

Так как то, что пропущено через чувства ребенка, обязательно оставляет след.

Темы игр-бесед:

«Представь, что ты снежинка».

«Если бы я был паучком».

«Представь себе, что ты носовой платочек»

«Я – осенний листочек».

«Знаешь ли ты себя?»

«Я – принцесса-лягушка».

«Бантик».

«Родной язык, — писал Я. Корчак, — это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами»,

Ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса.
А вот, чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну «Сочиняйку».

Темы бесед:

«Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять».

«Сочини сказку».

«Словесные зарисовки».

«Сочини загадку».

«сказочные истории».

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.

Игры и упражнения:

«Кто больше назовет слов со звуком …?»

«Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук …»

«Определи место звука в слове».

«Определи количество согласных и гласных звуков в слове».

«Сколько звуков в слове?»

«Определи последовательность звуков в слове».

«Придумай слово на заданный звук (слог)».

«Сколько частей в слове?»

«Волшебник-Ударение».

Упражнения на словоизменение и словообразование.

Придумай предложение по картинкам или с заданным словом.

Составление схем предложений.

Распространение предложений.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.

Подбор эпитетов к героям сказок.

Подбор синонимов. (Д/и. «Скажи иначе».)

Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому».)

Подбор паронимов.(Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук».)

Рассказы-сравнения.

Пересказ рассказов и сказок.

Рассказы-сравнения.

Приемы обучения составлению творческого рассказа.

В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выявление самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного.

На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал, а также создает большое количество новых игровых ситуаций, в которые ограниченно включает тот или иной вид работы над рассказом.

1. Замена в фактическом материале одной какой-либо детали, эпизода.

2. Варьирование рассказов на одну и ту же тему дают основу для составления различных рассказов на одну и ту же тему.

3. Придумывание конца к рассказу, начатому логопедом.

4. Составление творческих рассказов по одной из серии сюжетных картинок до и после событий, показанных на картинках.

5. Творческий рассказ об игрушке – не описательный, а сюжетный.

Например, что случилось с медвежонком, который попал ночью в детский сад.

6. Составление рассказа на определенную тему, например: «Путешествие в космос», «Поездка на волшебном самокате», «Рассказ бывалого капитана» и т.д.

7. Придумывание несложных сказок.

Вывод: необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развить у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.