Развитие связной речи у дошкольников с нарушением слуха.

Автор: Воронцова Арина Павловна

Образовательное учреждение: ГБДОУ «Кудесница»

Населенный пункт: г. Санкт — Петербург

Тема: Развитие связной речи у дошкольников с нарушением слуха.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Язык – важнейшее средство общения людей, средство познания, формирования и выражения мыслей, чувств, стремлений человека. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идёт образование и воспитание ученика. «Основная задача обучения языку, — пишет Н.С.Рождественский — развитие речи. Учитель, обучающий детей, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит их грамотно говорить, правильно и ясно выражать свои мысли».

Понятие «глухота» сформировалось и закрепилось только в последние десятилетия. В прошлом для обозначения нарушения слухового восприятия у человека использовали обычно термин «глухонемота». Терминологическое преобразование понятия «глухонемота» в «глухоту» обосновано тем, что первичное нарушение слуха благодаря соответствующей работе по развитию речи не приводит к немоте. Было установлено, что глухой человек с помощью соответствующих педагогических мероприятий может овладеть языком и речью

Развитие речи ребенка, как слышащего, так и с нарушениями слуха, есть, прежде всего, развитие способа общения. В общении с окружающими неслышащие дети овладевают языковой действительностью, у них складываются знания об ее элементах, формируется речевое поведение, ребенок активно присваивает речь окружающих.

Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих и свой голос, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи и собственная речь, которая нужна человеку не только для того, чтобы общаться с окружающими людьми. С помощью речи у ребенка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества, возможность обучаться. Таким образом, нарушение слуха у ребенка является первичным нарушением, которое приводит к различным вторичным нарушениям у ребенка — отставанию в развитии речи, мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств и др.

Выбор методики обучения детей с нарушенным слухом и дальнейшего способа общения (устная, письменная или жестовая речь) зависит от ряда причин:

от возраста потери слуха (до или после овладения речью);
от степени снижения слуха;
от среды, в которой рос ребенок (слышащие – говорящие, неслышащие родители или окружение);
от возраста слухопротезирования или возраста проведения кохлеарной имплантации;
от наличия у ребенка дополнительных нарушений.
Чем выше степень снижения слуха у ребенка, тем труднее ему научиться говорить и тем важнее как можно раньше обеспечить ему возможность хорошо слышать.

При обучении детей с нарушенным слухом используют:

Устные методы («Чистый» устный метод С. Гейнике, устный метод с коммуникативно-деятельностным подходом, верботональный метод, метод Э. И. Леонгарда);
Жестовые методы (билингвальный метод, метод тотальной коммуникации);
Слуховые методы (audio-verbal метод, «слуховой метод»).
В основе классического устного метода ребенка учат произносить звуки с помощью зрения и осязания (тактильные ощущения). При запоминании звуков в этом методе используют дактильную или ручную азбуку. В основе вебротонального метода и метода Э. И. Леонгарда лежит фонетическая ритмика и связь звука речи с движением-жестом. В этих методах важное значение придается обучению родителей развитию у ребенка речи в домашних условиях.

Жестовые методы используют жестовый язык как основу в обучении детей с нарушенным слухом.

Слуховой метод стал развиваться сравнительно недавно – после появления качественных слуховых аппаратов. Этот метод предполагает, что при использовании кохлеарного импланта или слухового аппарата развитие речи у ребенка со сниженным слухом строится посредством развития слухового восприятия, так же как при естественном развитии речи у нормально слышащего малыша.

Родители ребенка с нарушенным слухом больше всего беспокоятся, как он будет говорить. Дети с небольшими потерями слуха (I степень тугоухости) слышат собственный голос и речь окружающих, поэтому у них развиваются гуление и лепет как у детей с нормальным слухом, взрослые часто даже не замечают, что у ребенка есть снижение слуха. Но в младенчестве эти дети произносят меньше звуков и слогов, речь развивается с задержкой. С взрослением ребенка отмечаются значительные нарушения звукопроизношения, аграмматизмы, ограниченный словарный запас, монотонный голос, в школе часто возникают проблемы с обучением, особенно с письмом.

У детей со II степенью тугоухости первые слова появляются к 3 годам, прежде всего потому, что они научаются воспринимать речь слухозрительно, используя навыки чтения с губ. Без технической и педагогической помощи такие дети к 4-5 годам говорят предложениями из 2-3 слов, с грубыми нарушениями звукопроизношения, пропуском слогов в словах, носовым оттенком голоса, выраженными аграмматизмами.

У глухих детей появляется гуление и лепет – как врожденные двигательные реакции, не связанные со слухом, но из-за отсутствия слуха они не развиваются. К 1-1,5 годам ребенок без технической (использование слухового аппарата или постановка импланта) или педагогической коррекции замолкает. Если реабилитация и систематические занятия отсутствуют до критического периода в развитии речевых навыков (примерно 5 лет), то сформировать у ребенка речь невозможно.

Чтобы ребенок общался с помощью речи, он должен не только правильно произносить звуки и слова, но и научиться изменять слова (в зависимости от число, рода, падежа), соединять их в предложении, а предложения связывать в текст.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

О. С. Ушакова описывает критерии связанной речи:

— содержательность (полнота передачи содержания текста и мысли);

— логическая последовательность (умение самостоятельно начать и закончить изложение, перейти от одной части к другой без повторов);

— грамматическая и фонетическая правильность;

— точность (подбор слов и словосочетаний в соответствии с текстом или мыслями);

— выразительность (богатство языковых средств).

Важнейшим условием речевого развития детей с нарушенным слухом является организация специальных занятий по развитию речи. Их целенаправленное планирование и систематическое проведение позволяет обеспечить ряд задач:

— закрепить, систематизировать тот речевой материал, который сообщался детям в разных условиях (в быту, в играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим миром и др.);

— обогащать словарь детей новыми словами и выражениями, проводить целенаправленную работу над их значениями;

— формировать разные виды речевой деятельности (слухозрительное и слуховое восприятие, говорение, глобальное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование);

— развивать связную речь детей, прежде всего разговорную, а также описательно-повествовательную.

Главное и самое трудное в работе по развитию связной речи детей с нарушением слуха – научить их, как построить высказывание, какими средствами донести до читателей (слушателей) свой замысел, который относиться к рассказу в целом. Ребёнок с нарушенным слухом понимает в окружающем больше, чем может передать словами.

Развитие речи у детей с нарушениям слуха происходит по тем же основным закономерностям, что и у слышащих, однако у таких детей оно не укладывается в обычные возрастные границы и протекает своеобразно.

Установлено, что дети с нарушенным слухом лишь постепенно овладевают адекватным значением слова как обобщения. Первоначально они склонны обозначать одним словом внешне сходные по каким-либо признакам предметы, но имеющие разные названия (река-ручей-море). Слова, сходные по звуко-буквенному составу, часто отождествляются по значению.

Неслышащие дети затрудняются в различении и употреблении частей речи. В их речи много нарушений при употреблении категории рода, числа, склонения существительного, категории вида, времени, лица глагола и т. д. Они испытывают трудности в построении предложений, в установлении связи между словами в предложении, что влечет за собой ошибки в согласовании и управлении слов.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом состоит в формировании у них речевого общения в условиях различных видов деятельности, что предполагает научить пяти видам речевой коммуникации:

1) понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;

2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;

3) отвечать на вопросы и задавать их;

4) сообщать о выполненной и предстоящей работе;

5) участвовать в диалоге.

Развитие диалогической речи может успешно осуществляться в процессе дидактических игр. Особенно эффективны в этом плане игры, связаны с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают большую активность. В процессе игры учитель должен научить детей задавать вопросы в определенном порядке. Важное место в развитии диалогической речи у дошкольников с нарушенным слухом занимают упражнения. Интересным видом упражнений является составление диалога по заданной ситуации. Это упражнение позволяет активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного оформления диалогической речи в устной и письменной форме.