Ринофония, ринолалия.

Автор: Амелина Людмила Владимировна

Образовательное учреждение: ГБОУ Школа № 2075 ДО № 2

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Ринофония, ринолалия. Сообщение для логопедов.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 10.04.2019

Ринофония и ринолалия -нарушения произносительной стороны речи, характеризующиеся патологически измененным тембром голоса (балансом резонирования): гиперназализацией и гипоназализацией

ОТКРЫТАЯ РИНОФОНИЯ

функциональная

при недостаточном функционировании мышц мягкого неба и стенок глотки
у детей с вялой артикуляцией
после удаления аденоидов
в результате постдифтерийного пареза
органическая

при перфорациях мягкого и твердого неба
при рубцовых изменениях мягкого неба и стенок глотки
при парезах и параличах мягкого неба
Смешанная ринофония возникает при сочетании органической непроходимости носовой полости и нарушении небно-глоточного смыкания органического или функционального характера (например, аденоиды и укорочение мягкого неба).

РИНОЛАЛИЯ (от греч. rhinos – нос, lalia – речь)

нарушение тембра голоса и звукопроизношения,

обусловленное анатомо-физиологическими изменениями артикуляционного аппар

Наиболее распространенным речевым нарушением является органическая открытая ринолалия, которая формируется у детей с врожденными расщелинами губы и неба (ВРГН).

Она характеризуется тотальным специфическим нарушением звукопроизношения и гиперназализацией, возникающей вследствие объединения ротовой и носовой полости

ПРИЧИНЫ ВРГН

Действие патогенного фактора влияет на формирование лица

в 1 триместре беременности (7-9 недели)

Экзогенные факторы:

1. Антропогенное воздействие среды обитания.

2. Профессиональные вредности родителей.

3. Неблагополучные материальные, социальные и бытовые факторы (медико-биологические, социально-гигиенические и медико-организационные).

Эндогенные факторы:

1. Генетические факторы, обусловливающие передачу по наследству.

2. Соматические и инфекционные болезни родителей.

3. Резус-конфликт.

4. Нарушение репродуктивной функции родителей (гинекологические заболевания; возраст; неблагоприятный акушерский анамнез).

5. Вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркомания).

Специалисты, принимающие участие в реабилитации детей с ВРГН

медицинский генетик

педиатр

челюстно-лицевой хирург-стоматолог

ортодонт

стоматолог-ортопед

оториноларинголог

невролог

логопед

психолог

АЛГОРИТМ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

0-3 месяца — предхирургическое ортодонтическое лечение.

3-12 месяцев – пластика губы и носа.

8-24 месяцев – пластика неба.

2-4 года – комплексное медицинское и психолого-педагогическое воздействие.

С 6 лет – диспансерное наблюдение.

8-9 лет – костная пластика альвеолярного отростка.

12-14 лет – вторичная реконструктивная пластика губы и носа.

Ринолалия у детей с ВРГН возникает из-за анатомических и функциональных изменений в периферическом речевом аппарате:

— моторные и кинестетические особенности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани и голосовых складок, мимических мышц;

— изменения физиологического и фонационного дыхания;

— нарушения резонирования и акустических характеристик голоса;

— искажения звукопроизношения

То есть речевое нарушение возникает не столько из-за врожденной расщелины, сколько в результате формирующихся патологических стереотипов дыхания, голосооформления и артикулирования

Структура дефекта при ринолалии

Первичные нарушения:

специфические нарушения звукопроизношения (гиперназализация гласных звуков и компенсаторное образование артикулем согласных)
изменения тембра голоса (гиперназализация).
Вторичные проявления:

нарушения фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, письменной речи, акустических характеристик голоса.

При ринолалии на периферическом конце речедвигательного анализатора формируются искаженные артикулемы, что в коре головного мозга фиксируется в виде неправильных кинестезий.

Центральное звено управления речеобразованием оказывается вторично нарушенным. Страдает образование артикулем и в кору больших полушарий идет нарушенный чувствительный (афферентный) импульс и кинестезия либо не создается (при отсутствии звука в произношении), либо становится нарушенной (при искажении звука).

Основное препятствие овладения письмом — вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков.

Если к моменту обучения письму звукопроизношение и тембр голоса близки к норме, то развитие звукового анализа протекает успешно.

При позднем начале речи, отсутствии занятий, снижении психической активности возникают сложности.

Степень нарушения письма зависит:

— от уровня нарушения звукопроизношения;

— особенностей личности;

— компенсаторных возможностей организма;

— характера и сроков логопедического воздействия;

— влияния речевой среды.

Группа детей с ринолалией является полиморфной по уровню психического развития. Динамическое наблюдение выявило детей с различным уровнем развития памяти, внимания, мышления, восприятия. Наиболее характерным оказалось наличие дефицита внимания.