Автор: Амелина Людмила Владимировна
Образовательное учреждение: ГБОУ Школа № 2075 ДО № 2
Населенный пункт: г. Москва
Тема: Ринофония, ринолалия. Сообщение для логопедов.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Дата публикации: 10.04.2019
Ринофония и ринолалия -нарушения произносительной стороны речи, характеризующиеся патологически измененным тембром голоса (балансом резонирования): гиперназализацией и гипоназализацией
ОТКРЫТАЯ РИНОФОНИЯ
функциональная
при недостаточном функционировании мышц мягкого неба и стенок глотки
у детей с вялой артикуляцией
после удаления аденоидов
в результате постдифтерийного пареза
органическая
при перфорациях мягкого и твердого неба
при рубцовых изменениях мягкого неба и стенок глотки
при парезах и параличах мягкого неба
Смешанная ринофония возникает при сочетании органической непроходимости носовой полости и нарушении небно-глоточного смыкания органического или функционального характера (например, аденоиды и укорочение мягкого неба).
РИНОЛАЛИЯ (от греч. rhinos – нос, lalia – речь)
нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-физиологическими изменениями артикуляционного аппар
Наиболее распространенным речевым нарушением является органическая открытая ринолалия, которая формируется у детей с врожденными расщелинами губы и неба (ВРГН).
Она характеризуется тотальным специфическим нарушением звукопроизношения и гиперназализацией, возникающей вследствие объединения ротовой и носовой полости
ПРИЧИНЫ ВРГН
Действие патогенного фактора влияет на формирование лица
в 1 триместре беременности (7-9 недели)
Экзогенные факторы:
1. Антропогенное воздействие среды обитания.
2. Профессиональные вредности родителей.
3. Неблагополучные материальные, социальные и бытовые факторы (медико-биологические, социально-гигиенические и медико-организационные).
Эндогенные факторы:
1. Генетические факторы, обусловливающие передачу по наследству.
2. Соматические и инфекционные болезни родителей.
3. Резус-конфликт.
4. Нарушение репродуктивной функции родителей (гинекологические заболевания; возраст; неблагоприятный акушерский анамнез).
5. Вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркомания).
Специалисты, принимающие участие в реабилитации детей с ВРГН
медицинский генетик
педиатр
челюстно-лицевой хирург-стоматолог
ортодонт
стоматолог-ортопед
оториноларинголог
невролог
логопед
психолог
АЛГОРИТМ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
0-3 месяца — предхирургическое ортодонтическое лечение.
3-12 месяцев – пластика губы и носа.
8-24 месяцев – пластика неба.
2-4 года – комплексное медицинское и психолого-педагогическое воздействие.
С 6 лет – диспансерное наблюдение.
8-9 лет – костная пластика альвеолярного отростка.
12-14 лет – вторичная реконструктивная пластика губы и носа.
Ринолалия у детей с ВРГН возникает из-за анатомических и функциональных изменений в периферическом речевом аппарате:
— моторные и кинестетические особенности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани и голосовых складок, мимических мышц;
— изменения физиологического и фонационного дыхания;
— нарушения резонирования и акустических характеристик голоса;
— искажения звукопроизношения
То есть речевое нарушение возникает не столько из-за врожденной расщелины, сколько в результате формирующихся патологических стереотипов дыхания, голосооформления и артикулирования
Структура дефекта при ринолалии
Первичные нарушения:
специфические нарушения звукопроизношения (гиперназализация гласных звуков и компенсаторное образование артикулем согласных)
изменения тембра голоса (гиперназализация).
Вторичные проявления:
нарушения фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, письменной речи, акустических характеристик голоса.
При ринолалии на периферическом конце речедвигательного анализатора формируются искаженные артикулемы, что в коре головного мозга фиксируется в виде неправильных кинестезий.
Центральное звено управления речеобразованием оказывается вторично нарушенным. Страдает образование артикулем и в кору больших полушарий идет нарушенный чувствительный (афферентный) импульс и кинестезия либо не создается (при отсутствии звука в произношении), либо становится нарушенной (при искажении звука).
Основное препятствие овладения письмом — вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков.
Если к моменту обучения письму звукопроизношение и тембр голоса близки к норме, то развитие звукового анализа протекает успешно.
При позднем начале речи, отсутствии занятий, снижении психической активности возникают сложности.
Степень нарушения письма зависит:
— от уровня нарушения звукопроизношения;
— особенностей личности;
— компенсаторных возможностей организма;
— характера и сроков логопедического воздействия;
— влияния речевой среды.
Группа детей с ринолалией является полиморфной по уровню психического развития. Динамическое наблюдение выявило детей с различным уровнем развития памяти, внимания, мышления, восприятия. Наиболее характерным оказалось наличие дефицита внимания.