Автор: Герасимова Ирина Леонидовна
Образовательное учреждение: МАДОУ детский сад № 10
Населенный пункт: г. Новоалтайск, Алтайский край
Тема: Сенсорная аллалия.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
У детей с алалией выявляются определенные затруднения: накопление словаря идет очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим.
Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора. У детей с сенсорной алалией не воспринимается слово целиком, отмечается понижение способности к восприятию речевых звуков.
Обязательным условием коррекционной работы является обследование у сурдолога, наблюдение у врача-психоневролога (невропатологом, психиатром), психолога.
Рекомендации родителям при сенсорной алалии
Организуйте звуковой и речевой режима ребенка, так как излишняя беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания и самой речи. Детям предоставляют часы и дни отдыха, спокойствия, их ограждают от излишних обращений к ним окружающих. Из обихода исключаются звуковые аппараты: звонки, радио, телевизор и т. д. Создается щадящий звуковой режим, ограничивается поступление речевых и неречевых сигналов
Составьте список точно сформулированных (стандартизированных) инструкций-побуждений обиходно-бытового характера, которые употребляются в неизменном виде в повседневной жизни ребенка дома.
Учите понимать инструкции типа: «открой дверь», «возьми платок», «достань книгу» и другие с опорой на мимику, жест.
Окружите ребенка звучащими игрушками, научите его отличать игрушки по издаваемым ими звукам. В этих условиях повысится устойчивость ориентировочных реакций на звуки и облегчится образование звуковых условных рефлексов. Во время игр, занятий, еды, различных бытовых процедур ребенок должен постоянно слышать звуки. Так звуки постепенно приобретают для ребенка смысловое значение
Учите ребенка держать правильно карандаш, рисовать раскрашивать лепить и пр.
Для развития внимания и работоспособности используйте различные игры и игрушки: вкладки, разрезные картинки (простые и усложненные), палочки (выкладывание узоров, геометрических фигур из счетных палочек), мозаика.
Пробуждайте интерес к звукам окружающей жизни, к речевым звукам, развитие потребности, желания и возможности подражать им на эмоционально-игровом фоне.
Учите фиксировать внимание на речи, расширяйте и уточняйте фонематическое восприятие.
Учите ребенка доводить начатую работу до конца , т. к. по мере развития усидчивости, памяти, предметно-практической деятельности акустическое внимание и восприятие улучшаются.
Первые слова, воспринимаемые ребенком, произносите с неизменной интонацией. Подчеркнутая интонация, опора на нее помогает ребенку ориентироваться в общении, интонационная окраска является ведущей опорой при определении смысла обращений к ребенку.
Проводите планомерную работу по накоплению пассивного словаря через показ картинок по называнию, имитацию выполненных движений. Разучивается комплекс движений, которые ребенок постепенно привыкает выполнять сначала по заученному порядку при речевом сопровождении педагога, а позднее вразбивку по словесной инструкции: «Руки вверх, в стороны» и т. д.
При накоплении понимаемых ребенком слов важно, чтобы он одновременно слышал слово, видел, трогал предмет, произносил с ним какое-то действие. Связь между словом и предметом устанавливается при неоднократном совпадении слуховых и зрительных ощущений. Не подавляйте реакции ребенка на то, что он видит, слышит, а усиливайте их. Не только названия предметов, но и представления о них формируются легче, если ребенок имеет возможность манипулировать с ними.
Для превращения слова в понятие, для приобретения словом обобщающего значения важна не просто повторяемость а выработка возможно большего числа условных связей, преимущественно двигательных. Ребенок в ходе предметно-практических действий должен овладеть умением выполнять с предметом по словесной инструкции как можно больше заданий: выпей молоко, налей молоко из бутылки, подуй на молоко и т. д. Аналогичные упражнения на сопровождение речью действий учат ребенка усваивать грамматические стандарты родного языка.