Автор: Зуева Яна Борисовна
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 63»
Населенный пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская область
Тема: Условия осуществления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в ДОО.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
В настоящее время принято выделять следующие формы организации коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с функциональными зрительными нарушениями:
1. Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке. При наличии логопеда занятия по коррекции нарушений речи. Также занятия по ритмике и лечебной физкультуре при наличии соответствующих специалистов.
2. Коррекционные упражнения на различных занятиях и в режимных моментах.
Основными требованиями к проведению коррекционной работы являются:
1. Обеспечить возможность каждого ребенка с нарушением зрения получать офтальмологическое лечение.
2. Предупреждать ухудшение состояния зрения ребенка (по рекомендации врача-офтальмолога).
3. Сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских специалистов при постоянном патронировании их медицинскими работниками во время педагогических мероприятий.
4. Педагогическим специалистам владеть информацией о результатах исследования врача-офтальмолога, знать остроту зрения ребенка, дни назначения окклюзий, т.к. при заклеивании здорового глаза ребенок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящего.
5. Знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;
6. Проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом;
7. Оптимально использовать наглядные пособия.
8. Применять специальные методы обучения
Все занятия учитель-дефектолог проводит либо в индивидуальной, либо в подгрупповой форме. Для занятий тифлопедагогов критерием деления по подгруппам могут быть:
— состояние зрения;
— этапы лечения зрения;
— уровни развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире и коммуникативной деятельности.
Для формирования подгрупп при проведении занятий познавательного цикла необходимо учитывать уровень развития речи, мышления, памяти и внимания детей, а также коммуникативных навыков и эмоционально-поведенческих характеристик.
Дружининой Л.А. и Осиповой Л.Б. предложены характеристики детей, объединенных в подгруппы для коррекционных занятий в зависимости от уровня развития.
Дети, входящие в первую подгруппу, активны, проявляют большой интерес к игре и занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагога.
Во второй подгруппе дети второго уровня развития. Они требуют в любой деятельности помощи педагога, менее активны, задания выполняют значительно медленнее, а, допуская ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют.
В третьей подгруппе объединены дети третьего уровня, которые в большинстве своем не проявляют большого интереса к занятиям, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять задания, малоинициативны, замкнуты, трудно общаются друг с другом.
Объединение детей с третьим уровнем развития педагог выстраивает с учетом конкретной задачи по развитию каждого ребенка, при этом уровень дидактических требований к каждому предъявляется индивидуально.
Детям первой подгруппы сообразно их познавательным возможностям могут предъявляться более высокие требования из различных программ детского сада.
Детям второй подгруппы необходим индивидуальный подход при подборе программы в зависимости от подготовленности ребенка, так как некоторые из них приближены к первому уровню, а другие приближены к третьему. Им необходима помощь в тех видах деятельности, где особенно не хватает уверенности в своих умениях, при этом каждому ребенку оказывается специфическая помощь.
Для детей третьего уровня развития требуется перераспределение учебного материала, так как скорость овладения знаниями замедленна; материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности.
Ориентация на уровень развития и личностные особенности воспитанников, учет их индивидуальных особенностей и становление психики предусматривает плавный переход детей из одной подгруппы в другую при определенных условиях коррекционной помощи и является главным условием успешности индивидуализации и дифференциации в обучении, воспитании и лечении детей с нарушением зрения.