Варианты тотального недоразвития. Рекомендации педагогам.

Автор: Бессонова Оксана Михайловна

Образовательное учреждение: ГДОУ №2

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Варианты тотального недоразвития. Рекомендации педагогам.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Тотальное недоразвитие является вариантом недостаточного развития. Для данного варианта отклоняющегося развития характерна выраженная недостаточная сформированность практически всех психических процессов и функций. Недостаточность распространяется в первую очередь на показатели развития познавательной деятельности, её базовых структурных компонентов. Также недостаточно сформированы и остальные компоненты психического развития: моторика, аффективно-эмоциональная сфера. Отмечаются и личностные особенности. Обучаемость, динамика психического развития таких детей не соответствуют нормативным показателям. Однако внутри данного типа отклоняющегося развития существует вариативность, определяющаяся механизмами, которые обеспечивают сформированность непосредственно познавательной деятельности, и другими показателями, такими как несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, можно выделить три варианта тотального недоразвития:

простой (уравновешенный);
аффективно-возбудимый;
тормозимо-инертный
1.Простой (уравновешенный) вариант тотального недоразвития

Относительная уравновешенность в поведении этих детей сочетается с непосредственностью реакций, присущей детям более младшего возраста. Общие характеристики темпа деятельности и работоспособности при выполнении заданий наглядно-действенного характера иногда могут приближаться к нормативным. Однако этим детям малодоступен самоконтроль деятельности, выражено снижена критичность к результатам собственной деятельности. Чаще такие дети находятся в благодушном или нейтральном настроении. Деятельность их носит манипулятивный, подражательный характер. Эти дети обычно несамостоятельны, зависимы, но и не злобны, в поведении достаточно правильны, ориентированы на оценки других людей. Их притязания на успех могут быть завышены из-за некритичности. Развитие аффективно-эмоциональной и регуляторной сфер соответствуют уровню когнитивного развития. То есть состояние основных сфер относительно гармонично. Однако при утомлении у этих детей наблюдается усиление регуляторной расторможенности. У ребёнка с тотальным недоразвитием наблюдаются множественные признаки моторной неловкости: негармоничная общая моторика, слабо развитая мелкая моторика. В целом поведение ребёнка можно охарактеризовать как условно «правильное». Общему недоразвитию психических функций соответствуют и недостаточность активного внимания и целенаправленности деятельности, и упрощённость эмоциональной сферы, и бедность оттенков эмоциональных переживаний, их конкретность. Неадекватные эмоциональные реакции, аффективные вспышки, возбуждение, выраженная расторможенность наблюдаются лишь в ситуациях, не адекватных уровню развития ребёнка и на фоне истощения. Группу тотального недоразвития от других вариантов недостаточного развития отличают колебания темпа деятельности, не зависящие от сложности и характера предлагаемых заданий. Хотя обычно темп деятельности замедленный, но может быть и условно-нормативным, и быстрым. Работоспособность также может быть как сниженной, так и нормативной. Эти дети могут достаточно долго заниматься однотипной «механической» деятельностью, то есть они мало пресыщаемы. Обучаемость новым видам деятельности у этих детей сильно снижена. Перенос освоенных навыков на аналогичный материал, даже при его подаче в наглядно-действенной форме, затруднён. Значительно снижен темп обучения этих детей.

У детей с простым (уравновешенным) типом тотального недоразвития отмечается выраженная дефицитарность (недостаточность) всех психических процессов и функций. При работе над заданиями в первую очередь страдают наиболее сложные интегративные уровни когнитивной сферы, связанные с анализом, синтезам, обобщением. У этих детей отмечается значительно более позднее начало речи, медленное и ограниченное конкретными ситуациями накопления словаря. Смысловое и лексико-грамматическое оформление высказывания у них затруднено. Подбор обобщающих понятий, слов по заданным признакам, классификация существенно затруднены, а порой и недоступны. Всё это может сочетаться с нарушениями звукопроизношения, проблемами фонетико-фонематического восприятия. Игровая деятельность этих детей носит манипулятивный характер. Условности игры ребёнок не принимает. Наблюдается и эмоциональная обеднённость игры. В коллективной игре эти дети выполняют пассивную роль, нуждаются в планировании и организации. Со стороны эмоционально-личностного развития отмечается зависимость, несамостоятельность этих детей, часто с признаками эмоциональной уплощённости. Одна эти дети незлобны, чаще благодушны, чем раздражены. Отмечается их неадекватная самооценка, завышенные притязании на успех из-за сниженной критичности.

2.Аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития

Внутри аффективно-возбудимого варианта тотального недоразвития выделяют возбудимую форму и аффективную форму. В обоих случаях отмечается выраженная импульсивность – достаточно грубые нарушения целенаправленности, самоконтроля, регуляции и организации своего поведения и деятельности в целом. Дети с возбудимой формой часто имеют астеническое телосложение. Часто наблюдается гидроцефалия. При аффективной форме нередко отмечаются внешние проявления эндокринопатии. Поведение детей с аффективно-возбудимым типом тотального недоразвития носит полевой характер. Они импульсивны, эйфоричны или, наоборот, дисфоричны, часто могут быть агрессивным. У этих детей отмечается выраженная моторная неловкость: дисгармоничная общая моторика, крайне слабо развитая мелкая моторика. Ребёнку удаются только автоматизированные координированные движения.Темп деятельности этих детей неравномерен: чаще импульсивно убыстрён, чем замедлен. Сама деятельность при этом малопродуктивна и хаотична. Чаще работа с заданиями осуществляется методом нецеленаправленных проб и ошибок. Отмечается выраженная некритичность, отсутствие мотивации к результатам деятельности. Характер деятельности импульсивен, сама деятельность нецеленаправленна. Адекватность и критичность детей аффективно-возбудимого типа тотального недоразвития грубо снижены. Обучаемость новым видам деятельности существенно замедлена. Темп обучения резко снижен. Отмечается грубая несформированность процесса регуляции всех уровней, недоразвитие когнитивных функций (речемыслительная деятельность, мнестическая деятельность, слуховой и зрительный гнозис, конструктивный праксис и т.п.). У данных детей страдает смысловое и лексико-грамматическое оформление речи. Фраза простая, нераспространённая, но её отличает особая интонационная окрашенность и экспрессивность. Следует отметить, что при аффективно-эмоциональном варианте тотального недоразвития часто речевое развитие нарушено меньше, чем при других вариантах, Игровая деятельность этих детей крайне непоследовательная, игровые действия хаотичны. В общении с другими детьми они часто деструктивны, агрессивны, вспыльчивы. Эмоциональный фон этих детей нестабилен. Дети вспыльчивы, неуправляемы, легко переходят от эйфории к дисфории и агрессии.

3.Тормозимо-инертный вариант тотального недоразвития

Детей тормозимо-инертного типа тотального недоразвития помимо выраженных проблем формирования всех сторон психической деятельности отличают значительная вялость, инертность, заторможенность, пассивность, низкий уровень психической активности в целом. Дети тормозимо-инертного варианта тотального недоразвития часто выглядят тихими, вялыми, заторможенными, неактивными. У них часто наблюдаются признаки внешней стигматизации, повышенная саливация, чрезмерная упитанность.Обычно эти дети замкнуты в себе, могут длительное время сидеть в одной позе, проявляя слабый интерес к окружающему или вовсе его не проявляя. Нередко у них наблюдаются стереотипные самостимуляции. Как в общей, так и в мелкой моторике отмечается моторная неловкость этих детей. Моторная неуклюжесть более характерна для детей с тормозимой формой. Дети с аутоподобной формой двигаются лучше, но часто имеют необычную походку. Дети с аутоподобной формой испытывают трудности взаимодействия с другими людьми. Для них характерна чрезвычайно сильная зависимость от ухаживающего взрослого. Дети с тормозимой формой быстрее вступают в контакт с посторонними взрослыми, круг их привязанностей шире. Для детей тормозимо-инертного варианта тотального недоразвития характерны низкий темп деятельности, выраженная вялость, инертность, замыкание в себе, повышенная отвлекаемость, низкую пресыщаемость. Они способны длительное время выполнять одно и то же несложное действие. Работоспособность чаще невысокая. Общий уровень психической активности и психического тонуса снижен. У этих детей недостаточно сформированы регулятивные функции. В большей степени страдают программирование деятельности, самоконтроль. Ребёнка трудно включить в какую-либо деятельность и «выключить» из неё тоже трудно. Быстрая смена видов деятельности вызывает у этих детей затруднения. Адекватность детей снижена, хотя внешне ребёнок и выглядит адекватным за счёт спокойного, внешне заинтересованного поведения. Критичность так же снижена. Ошибки свои эти дети замечают с трудом. После сделанного замечания они долго не могут продолжить работу. У детей резко снижен уровень обобщающих операций, способность к анализу даже на конкретном, наглядном материале. Грубо страдает и мнестическая деятельность. Выраженно нарушены концентрация, переключаемость внимания. Объём оперативного внимания резко снижен. Большие трудности вызывает переключение внимания. У детей тормозимо-инертного типа грубо страдает и графическая деятельность.У таких детей могут наблюдаться алалия, эхолалия, вербальные персеверации. Речевые трудности у детей данного варианта тотального недоразвития выражены в большей степени, чем при всех других вариантах Игровая деятельность детей отличается примитивностью, стереотипностью, крайне бедными эмоциональными проявлениями. Она манипулятивная, подражательная, собственного сюжетного содержания не имеет. Этим детям не свойственны резкие перепады настроения. Фон настроения обычно ровный, безразличный, безучастный. Эмоциональные реакции уплощены, пассивны, инертны. Возникают они обычно при попытках оторвать ребёнка от привычного занятия, от близкого человека. Типичная реакция – упорное жалобное хныканье или длительный плач.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТОТАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ.

1. Обязательно индивидуальный подход к каждому ребенку.

2. Развитие тактильно-двигательного восприятия.

3. Кинестетическое и кинетическое восприятие.

4. Воспроизведение формы, величины, цвета.

5. Развитие зрительной величины и зрительной памяти.

6. Развитие восприятия пространства.

7. Развитие восприятия времени.

8. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

9. Помогать ребёнку там. Где ему сложно. Подбирать задания в соответствии со ступенькой его развития.

10. Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход (натаскивание на формирование отдельных навыков).

11. Необходимо создание условий ля улучшения возможностей развития ребёнка в целом.

12. Коррекционные занятия проводятся по мере выявления специалистом индивидуальных проблем в развитии и обучении.

13. При организации коррекционной работы исходить из возможностей ребёнка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, в дальнейшем задание усложняется.

14. Необходимо обеспечить обучающемуся переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

15. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены по времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащегося.

16. Необходимо создание дополнительной стимуляции:

∙ Простое переспрашивание, просьба повторить слово.

∙ Выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий (словами «хорошо», «а дальше»)

∙ Задавать вопросы о том почему ребёнок выполнил то или иное действие.

∙ Задавать наводящие вопросы или высказывать критические выражения.

∙ Подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом.

∙ Демонстрация действия и просьба повторить его самостоятельно.

∙ Обучение тому, как надо выполнять задания.

17. При подготовке и проведении занятий необходимо использовать различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задачи.