Автор: Луденкова Светлана Сергеевна
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя школа
Населенный пункт: п. Николаевка
Вид методической разработки: статья
Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями»
Раздел библиотеки: коррекционная педагогика
Дата публикации: 24.03.2019
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема
повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Её значимость обусловлена тем, что количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Значительный процент неуспевающих учащихся составляют дети, имеющие различные нарушения речевого развития. Данным учащимся необходима помощь учителя-логопеда. Успешное осуществление коррекционной работы во многом зависит от многих факторов. В том числе и от эффективного взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Цели логопедической работы:
• Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся.
Таким образом, цели учителя-логопеда и учителя начальных классов тес-но переплетаются. Для достижения совместных целей необходимо поли-субъектное взаимодействие «учитель-логопед» — «учитель начальных классов».
Для этого необходимо выработать единые требования к занятиям с логопатами:
1. всесторонне развивать личность учащегося;
2. обучение должно носить воспитывающий характер;
3. учитывать возрастные особенности детей;
4. учитывать структуру речевого дефекта;
5. подбирать доступный материал в соответствии с речевым нарушением;
6. осуществлять коллективный подход на фоне коллективной деятельности;
7. добиваться прочности приобретённых знаний и навыков;
8. широко использовать наглядность, игровые методы и приёмы;
9. предъявлять программные требования с учётом возможных (специфических) ошибок.
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов предполагает различные направления:
1. Заседания консилиума.
2. Заседания методических объединений.
3. Совещания.
4. Консультации.
5. Работа с родителями
6. Выполнение заданий с логопатами.
I. Заседания консилиума.
В течение учебного года обычно проводится 3 заседания консилиума по каждой параллели классов. Первое заседание – в сентябре, после диагностики учащихся. На этом заседании выделяются основные коррекционные задачи и направления коррекционной работы.
Второе – в декабре/январе. На данном заседании проводится совместный мониторинг по результатам совместного педагогического воздействия на логопатов. Если необходимо, то вносятся изменения в направления работы.
В конце учебного года, в мае, проводится заключительное заседание, на ко-тором подводятся итоги работы. А также принимается решение о необходи-мости продолжения коррекционной работы или выпуске учащегося из логопункта. Определяются учащиеся, нуждающиеся в логопедической помощи в следующем учебном году.
При необходимости проводятся внеплановые заседания.
Темы заседаний:
1) «Готовность первоклассников к школьному обучению»
2) «Направление учащихся с нарушениями речи на ТПМПК для определения программы обучения»
3) «Трудности адаптации в первом классе»
4) «Проблемы учащихся … класса: …. , и пути их решения»
5) «Организация обучения учащихся в классе компенсирующего обучения»
6) «Особенности организации обучения в классе повышенного внимания»
II. Заседания методических объединений.
Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов осуществляется также путём совместных методических объединений. На них заслушиваются выступления педагогов, решаются организационные, методические вопросы, изучается передовой опыт педагогов. Учитель-логопед рассказывает учителям начальных классов о методах и приёмах логопедической работы. Часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приёмы работы логопеда и успешно ими пользуются на уроках. На заседаниях методического объединения также планируются дальнейшие темы заседаний, определяются темы выступлений педагогов.
Темы выступлений учителя-логопеда представлены на слайде.
III. Совещания.
В нашей школе проводятся занятия для дошкольников: «Школа будущего первоклассника». С детьми занимаются 3 специалиста: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель начальных классов. Благодаря данной форме работы со старшими дошкольниками, педагоги имеют возможность познакомиться с будущими первоклассниками, их родителями. После окончания занятий, в мае, проводится совещание, на котором озвучиваются результаты наблюдений педагогов и принимаются решения о рекомендациях для родителей.
IV. Консультации.
Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учитель- логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок. В течение учебного года учитель-логопед проводит консультации для учителей об особенностях коррекционной работы с конкретным ребёнком.
V. Работа с родителями
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родите-лей. Практика показывает, что часто родители не понимают необходимости коррекционной помощи их детям. Особенно, если состояние звукопроизношения в норме. Ошибки на письме родители списывают на невнимательность, усталость, нежелание учиться. Некоторые родители негатив-но относятся к тому, что для зачисления ребёнка на логопункт необходимо получить заключение ПМПК. Логопед совместно с учителем убеждают родителей в необходимости сбора документов, прохождении ПМПК, а также в систематическом контроле за посещением ребёнком логопедических занятий., выполнением домашних заданий по коррекции звукопроизношения.
VI. Выполнение заданий с логопатами.
В нашей школе функционируют группы продлённого дня. Функции воспитателей выполняют учителя начальных классов. Во время пребывания учащегося в группе продлённого дня воспитатель выполняет с ребёнком домашнее задание по коррекции звукопроизношения, уделяет внимание воспитанию у школьников речевого самоконтроля.
Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.
В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы. Реализация адаптированных программ для учащихся с ОНР должна происходит при единстве требований учителя-логопеда и учителя начальных классов.