Обобщение опыта: Активизация познавательной деятельности учащихся посредством метода проектов на уроках технологии

«Творчество – это прекрасный,

необычайнотяжелый и

 изумительно радостный труд»

Н.А.Островский

Актуальность

Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися как на продолжительном интервале времени, так и оперативно; при очередном контроле своевременно устранять пробелы в знаниях учащихся.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках.

Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а  их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. 

 

Ведущая идея опыта

Метод проектов является одним из приоритетных для формирования познавательной         активности  учащихся  так как:

— процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;

— появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

— процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;

— проектная деятельность является эффективным средством достижения метапредметных результатов образования;

— учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно — урочную систему обучения.

Цель данной работы заключается:

  • Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством метода проектов».

Задачи работы:

  • Проанализировать эффективность применения метода проектов в преподавании технологии.
  • Предоставить личный опыт активизации познавательной деятельности посредством метода проектов.

Методологической и теоретической основой исследования стали:

труды в области дидактики, психологии, методики преподавания в школе;

программы по изучению технологии в общеобразовательных учебных учреждениях. 

Длительность работы над опытом.

Работа над формированием актуального педагогического опыта по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством метода проектов» предполагала  прохождение курсов повышения квалификации «Обновление содержания и методики преподавания технологии в основной и старшей школе», изучение различной литературы (педагогической, методической, психологической, научной и др.) по вопросу использования метода проектов,  изучение опыта коллег, проведение мастер-классов, разработка уроков с применением разнообразных  форм метода проектов, диагностика учащихся на выявление мотивации к предмету.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен авторской разработкой конспектов уроков, ученическими проектами, определённым интересом учащихся к предмету.

Творческие наработки, представленные в приложении к опыту, могут быть использованы в практической деятельности моих коллег.

Теоретический и практический материал, представленный в опыте, может быть полезен учителям-предметникам.

 

Раздел 2.  Теоретическая база опыта

2.1.  Проектный метод обучения

Характерной чертой педагогической науки является поиск и разработка образовательных технологий, направленных на подготовку таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, и при этом умеющих работать в коллективе. Эту задачу школа может решить за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые будут способствовать развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией. В современной школе возникла необходимость применения новых технологий.  Мы считаем, что использование в работе учителя метода проектов поможет достигнуть поставленных перед современным образованием целей. В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников.

Метод проектов возник  в 20- е годы прошлого столетия в США. «Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI в., как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества», — писала дидактик М.Б. Романовская.

В 20-е годы ХХ века метод проектов был введен в учебный процесс в советской школе. Его суть заключалась в том, что учащиеся сами себе намечали задания, в процессе выполнения которых должны были получать те или иные знания. Однако, ученики вместо системных знаний получали случайные поверхностные сведения.

В зарубежной же школе он развивался активно и достаточно успешно. В настоящее время этот метод активно возрождается и в нашей системе образования. Разработки по направлению проектирования как основного вида учебной деятельности принадлежат М. Б. Павловой, М. Б. Романовской, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцеву, И. А. Сасовой и др.

В основе метода —  развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта,умения интегрировать знания из различных предметных областей, развитие критического мышления. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята оформляют в течение определённого времени.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Основой метода учебных проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы, самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания, прогнозировать результат, корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.Метод учебных проектов является эффективным условием развития у каждого ребенка самостоятельности, творческого мышления, интеллектуальной активности. Данный метод способствует развитию рациональных приемов умственной работы, коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству и сотворчеству, а также самостоятельности при принятии конкретных решений.

 

2.2.  Роль метода проектов в развитии познавательной активности учащихся.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Деятельность учащегося приобретает активный, познающий характер.

Важен конечный результат (хотя знания устаревают, подвергаются изменениям), но еще важнее сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, ученики осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.

 

2.3.  Роль учителя в проектном методе обучения

Детей надо обучать таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия в жизни, способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. При проектном методе обучения меняется позиция учителя. Он не только дает ученикам новые знания, но и ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность обучения уступает место активности обучающихся.

В школьном проекте роль учителя очень высока. Он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной темы, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта. Кроме того, учитель в заметной степени способствует тому, чтобы неформальное общение учеников между собой, составляющее основу успеха данной формы познавательной деятельности учащихся, было направлено на решение учебных задач. Кроме того, учитель–предметник, решивший организовать проектную деятельность, должен продумать взаимодействие с коллегами, чья помощь будет необходима в реализации межпредметных связей, а также в оформлении и защите презентаций.

Учитель оказывает помощь учащимся в работе над выполнением проектов  как на занятиях, так ив порядке консультаций. Например, на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполненияотдельных деталей и узлов, обсуждает последовательность сборки и особенностей оформления изделий,а во время консультаций дает рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам и т.д.

Преподаватель в рамках проекта и помощник, и разработчик, и координатор, и эксперт, и консультант.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

 

Раздел 3.  Результативность опыта

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

— уровень эмоционального отношения к предмету;

— уровень познавательной активности.

— уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

— участие в мероприятиях (муниципальных, российских).

Работа по применению метода проектов дает положительные результаты.

Ежегодно психологом школы в каждом классе отслеживается уровень мотивации учащихся по предметам, уровень креативности учащихся (на начало и на конец учебного года). Используются методики: Социометрия, методика Е.Н.Степанова (определение мотивации к обучению), методика Е.Торренса (определение креативности), матрицы Равена (определение сформированности познавательных учебных действий).

Показателями повышения роста мотивации к предмету являются участие детей в выставках детского творчества, участие в олимпиадах, конкурсах творческих проектов.

Анализ показал, что уровень невербального интеллекта, способности к систематизации в мышлении, логически мыслить и раскрывать существенные связи меду предметами и явлениями у большей части обучающихся сформирован в достаточной степени. У 72% учащихся наблюдается высокий и хороший уровень. В пределах нормы у 28 % учеников. Следовательно, учащиеся  могут усваивать учебную программу на достаточном уровне. 

 

Заключение

Проектный метод обучения создаёт условия для развития личности ребёнка как активного субъекта учебной деятельности, способного к планированию и управлению своей деятельностью и непрерывному самообразованию.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков  в рам

Современная образовательная программа, направленная на формирование у школьников Универсальных Учебных Действий (УУД) и закрепленная Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) предполагает, прежде всего, получение ими способов самостоятельного усвоения новых знаний. Научить школьника умению учиться – в этом задача современного учителя.Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности.

Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Метод проектов позволяет вовлечь учащегося в практическую деятельность. Позволяет выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего, то есть позволяет формировать учебные личностные действия.

Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач — формирование универсальных учебных действий. Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым «Универсальные Учебные Действия — это  обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. 

Выводы

По окончании четырех лет работы все поставленные задачи реализованы, и получен значимый результат. По результатам проведённой работы можно сделать следующие выводы.

  • Метод проектов позволяет обогащает содержание и формы учебной деятельности и комплексно подводит к внедрению ФГОС.
  • Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
  • Проектный метод обучения начинают применять учителя других учебных дисциплин (интеграция предметных областей).
  • Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Учебники, монографии, брошюры

  1. Болдырев Н. И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просв., — С. 115.
  2. Виноградова Н.Ф. Современный взгляд на дидактику образовательной школы в условиях введения новых ФГОС- М.: Педагогический факультет «Первое сентября», 2013. –С. 70-72.
  3. Глинская Е. А. , Титова С.В.Межпредметные связи в обучении – Тула: Инфо, 2007. –С. 44.
  4. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. — С. 74.
  5. Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.-С. 14.
  7. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – С. 138-141.
  8. Практико — ориентированные проекты. Технология. 7-11классы /авт. — сост. В.П. Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Творческие проекты учащихся V-IX классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-методический центр «Технология». – Брянск, 1996.

Периодические издания

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — №4. -18-22с.
  2. Научно-методический журнал «Школа и производство» №6, 2004.
  3. Научно-методический журнал «Школа и производство» №4, 2005.

Подгурская Татьяна Николаевна