«Человек должен беречь свою кожу».

Автор: Карпова Татьяна Александровна

Образовательное учреждение: МАДОУ СЦРР детский сад «Золотой ключик»

Населенный пункт: г. Северобайкальск, Республика Бурятия

Тема: Исследовательская деятельность «Человек должен беречь свою кожу».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Исследовательская деятельность проводится на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова

Задачи:

-знакомить с защитными свойствами кожи;

-развивать навыки проведения исследовательской деятельности, мышление, монологическую речь, умение выдвигать гипотезы, обобщать;

-воспитывать бережное отношение к своему организму.

Материалы: карточки, обозначающие этапы исследования (технологическая карта), листочки бумаги, ручки, фартуки, шапка ученого на каждого ребенка, энциклопедия «Большая книга Почему?», лупы, листы белой бумаги, губная помада по количеству детей, влажные салфетки для вытирания рук, прозрачные пластиковые бутылки (одинаковые) с горячей и холодной водой, непрозрачные мешочки с разными предметами (губка, деревянный кубик, гладкий и ребристый камни), план исследования.

Ход исследования:

Дети входят и садятся на стулья, стоящие полукругом, перед ними стоит стол, на котором лежит планшет с карточками (план исследования).

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Я открываю заседание нашего ученого совета.

В кабинет входит медсестра.

Медсестра. Здравствуйте! Я пришла проверить состояние вашей кожи. Медсестра осматривает кожу рук, лица, шеи детей и воспитателя.

Медсестра. Все в порядке, но помните кожу нужно беречь! Потом прощается и уходит. Дети выбирают помощник, он занимает место за столом. На столе лежат листы бумаги и фломастеры для зарисовки символов.

Воспитатель. Давайте вместе подумаем, почему необходимо беречь кожу? Предлагайте свои гипотезы.

Дети выдвигают свои варианты. Главная гипотеза: «Возможно, кожа защищает тело человека». Если ее не озвучивают дети, это делает воспитатель.

Хотите, проверим это предположение?

На планшете выставлены этапы исследования:

— «Подумай сам»

— «Эксперимент»

— «Узнай из книг»

— «Спроси у человека»

— «Посмотри фильм»

Обратите внимание на план исследования. С чего мы начнем собирать материал? Нужно вспомнить, что мы знаем о коже. Первый этап – подумай сам.

Дети рассказывают, что они знают о коже. Помощник зарисовывает символы, обозначающие детские высказывания.

Дети. Кожа бывает разного цвета. Чем темнее кожа, тем лучше она защищает человека от солнечных лучей. Кожа может растягиваться, когда человек растет.

Дети придумывают символы, которыми можно обозначить полученную информацию, воспитатель помогает, направляет.

Воспитатель. Следующий этап – эксперимент. Давайте подойдем к столам. Занимайте места.

Хотите рассмотреть кожу?

Дети рассматривают кожу через лупу.

Что вы заметили?

Дети. На коже есть мелкая сеточка, волоски, бугорки, складочки, впадинки.

Воспитатель. Посмотрите на кончики пальцев. Сравните свои пальцы с пальцами соседа. Одинаковый ли на них рисунок?

Хотите сделать отпечатки пальчиков на бумаге? Вы видели, как мамы пользуются губной помадой. Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите его плотно. А теперь поменяйтесь листочком с соседом. Рядом с чужим отпечатком оставьте свой. Сравните рисунки обоих пальчиков. Одинаковы они или различны? Рассмотрите их с помощью лупы.

Дети. У каждого человека свой рисунок кожи.

Воспитатель. Как вы думаете, где это свойство может использоваться в жизни?

Дети. В полиции.

Воспитатель. В наше время отпечаток пальца используется в документах (паспортах), замках.

Следующий этап исследования «Узнай из книг».

Дети подходят к столу и выбирают книгу, подходящую по теме энциклопедию.

Воспитатель зачитывает отрывок.

Кожа помогает сохранить постоянную температуру тела: примерно 37 ˚С. Когда стоит жара, кожа вырабатывает пот, чтобы охладиться. Когда же холодно (или нам страшно), кожа сокращается, чтобы сохранить тепло, а волоски встают дыбом: мы покрываемся «гусиной кожей» и говорим, что по коже «мурашки бегают!».

Дети придумывают символ, которым можно обозначить полученную информацию. Помощник зарисовывает символ.

Следующий этап – «Спроси у человека».

Дети подходят к взрослому в данном случае к воспитателю, а можно выйти по скайпу на трансляцию с медсестрой, или другими сотрудниками детского сада, и попросить рассказать что-то важное о коже.

Ответ подготавливается заранее: «Когда муха ползет у нас по руке, мы ощущаем ее кожей. Кожа позволяет чувствовать предметы даже с закрытыми глазами. Мы чувствуем благодаря рецепторам (нервным окончаниям), расположенным на коже и связанным с мозгом. На коже разных частей тела находятся неодинаковое количество рецепторов. Больше всего их на кончиках пальцев, а намного меньше на спине. Рецепторы для нас очень важны, потому что глаза нам не подскажут, жарко ли, и наши уши не услышат боли, если мы уколемся, порежемся или ударимся»

Воспитатель. Ребята, а мне не верится, что наша кожа может сообщать нам информацию. Проверим?

Дети подходят к столу, на котором разложены завязанные мешочки с разными предметами (губка, деревянный кубик, гладкий и ребристый камни), две одинаковые пластиковые бутылки с горячей и холодной водой. Трогая, узнают, что за предметы находятся в мешочках и в какой бутылке горячая или холодная вода.

Что же вы узнали? Как вам удалось получить эту информацию?

Дети. Нам рассказали рецепторы, находящиеся на коже.

Придумывается и зарисовывается символ.

Воспитатель. Последний этап – посмотри фильм. Мы посмотрим фрагмент «Урока осторожности тетушки Совы».

Дети смотрят и делают вывод: кожу необходимо мыть с мылом, чтобы на ней не осталось болезнетворных бактерий.

Сейчас я попрошу вас занять свои места.

Помощник развешивает на планшете заметки-пиктограммы с символами так, чтобы их видели все.

Давайте подумаем, подтвердилась ли в ходе исследования наша гипотеза : «Возможно, кода защищает тело человека?».

Дети высказываются с опорой на пиктограммы. Если они забыли обозначение, пиктограмма откладывается в сторону.

Много интересного мы узнали о коже сегодня. Как вы думаете, что самое главное?

Дети отвечают.

Сейчас наступил важный момент, подошло время сделать доклад. Кто хочет выступить?

Ребенок, желающий сделать доклад, надевает мантию и, опираясь на символы, рассказывает, что он узнал о коже. Дети, выслушав выступление, дополняют докладчика.

Наше исследование закончено. Но в группе или дома вы можете узнать еще много интересного о коже!