Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной игрушки.

Автор: Гурьева Наталия Владимировна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №25

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной игрушки.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче сильнее, чем мы всегда гордились».

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении , основанного на культурных ценностях родной культуры.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, духовные ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Она проверена детской любовью к ней, детской игрой. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.

С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В ней много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении, она бодрая и жизнерадостная вызывает у ребенка восторг. Многие игрушки – это подлинная сказка.

Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике.

Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

А ведь многим известно, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка – это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Сегодня почти невозможно увидеть ребенка, играющего народной игрушкой. Народная игрушка ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией. Хотя еще не так давно народной игрушкой в России играли и наследники престола, и крестьянские дети.

Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)).

Народная игрушка не просто предмет, а она несет определенный смысл, характер и помощь в развитии ребенка.

Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.
В дошкольных учреждениях №3 и №7 г. Лебедянь создаётся музей народной игрушки. Игрушки собираем совместно с родителями воспитанников в разных городах России.

Коллекцию нашего музея представляет дымковская игрушка, филимоновская, богородские резные медведи (г.Богородск, Сергиево – Посадский район), гжель, игрушки городецкой росписи, хохлома, каргопольские игрушки.

Посмотрите, что за вещи нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.

Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское.

Так при знакомстве дошкольников с житием преподобного Сергия Радонежского, на занятии идёт знакомство с богородской игрушкой.

Символом богородской игрушки является медведь. В житии преподобного Сергия описывается случай, когда дикий зверь приходил к святому и не причинял ему вреда.

Народный промысел богородской игрушки зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря — одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад.

Ещё в XVII веке в стенах Троице-Сергиева монастыря существовало резное дело. Это не могло не повлиять на располагавшиеся поодаль деревеньки, которые и занялись игрушечным промыслом.

Сначала богородские кустари изготавливали лишь отдельные части и переправляли в Сергиев Посад, где игрушка приобретала законченный вид. богородская игрушка — это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

С помощью игрушек рассказывают сказки.

Сказка.

Жили – были дед и баба. Показ деда с бабой. «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, и были у бабушки курочки. «На улице 3 курицы с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила, ухаживала за ними. Жили, дед с бабкой поживали, а вот помощников у них не было. Как – то раз наловил дед в реке рыбы, а порубить сил нет.

Узнали звери, что деду с бабкой помощь нужна, решили они им помочь.

Пришли три медведя. Михайло Потапыч помог деду рыбу рубить, топориком стучал. «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. (показ игрушки медведь топориком стучит).

А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка).

Так, целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой.

А вечером к вечерней колокола зазвонили, дед с бабой к службе пошли.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская матрешка.

Русская Матрешка – традиционный русский подарок. Символ русского народа. Матрешка – это неразделимое составляющее, объединяющее огромное количество различных матрешек.

Сергиево – Посадские или Загорские матрёшки используются при знакомстве с темой «Моя семья». Дети создавали сюжет росписи своей матрёшки.

Очень интересными стали занятия с детьми при знакомстве с игрушкой «колокольчик». Дети узнают о роли колокольчика в жизни человека: извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.

С использованием колокольчика проводились беседы: «Храм – дом Божий», «Для чего нужны колокола?», «Откуда колокол пришел?», «Какие бывают колокольчики?». И в результате совместной деятельности с родителями работы в музее «Русская изба» ДОУ появилась выставка «Русь колокольная».

Ой, свистулечка какая,
Петушок полосатенький!
Необычный, смешной
И чуть-чуть пузатенький!
– Подожди минуточку,
Ты откуда, петушок?
Петушок свистит мой:
– Филимоновский я!

В музее и на занятиях дошкольники знакомятся с филимоновской игрушкой. Игрушки в селе Филимоново (г.Одоев, Тульская область) получаются смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и др.

При знакомстве детей с историей праздника Покрова Пресвятой Богородицы и традициями празднования на Руси, дети знакомятся с хохломской расписной посудой.

Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!

Итогом занятий является расписывание филимоновской игрушки.

Дымковская игрушка представляет блестящую страницу в истории русского народного творчества.

В нашем музее живут игрушки замечательных мастеров.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы – простой узор,

Но отвести не в силах взор

Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, нравится детям, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки – это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц, барышень, кавалеров, офицеров.

При знакомстве дошкольников с житием и подвигами святых защитников Руси используются деревянные игрушки: палица, щит, меч, гусли.

Народная игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.