Формирование здорового образа жизни у детей 4 — 5 лет.

Автор: Стародубцева Елена Валерьевна

Образовательное учреждение: МАДОУ № 21 «Искорка»

Населенный пункт: г. Бердск, Новосибирская область

Тема: Проект «Формирование здорового образа жизни у детей 4 — 5 лет».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 09.04.2019

Тип проекта: информационно-познавательный.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, инструктор по физическому развитию, родители воспитанников.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

1. Тема: Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет.

2. Проект реализован воспитателями средней группы № 8: Гаринцевой Г.А., Стародубцевой Е.В.

3. Вид проекта: познавательно-игровой
по количеству участников: групповой

4. Участники проекта: дети средней группы № 8, воспитатели группы, родители воспитанников.

5. Срок проекта: долгосрочный

Цель проекта:

формирование сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников проекта.

Задачи проекта:

— повышать интерес детей к здоровому образу жизни

— продолжать знакомить детей с правилами гигиены;

— способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;

— повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;

— прививать интерес к разным видам спорта через познавательную деятельность;

— мотивировать ведение здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
— внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Предполагаемые результаты проекта:

— Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
— Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
— Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.

Этапы проекта.

1 этап — подготовительный.

Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
Работа с детьми: упражнения, игры, чтение сказок, рассказов, стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, полоскание полости рта после приема пищи, умывание, воздушные ванны, хождение по дорожке здоровья.
Работа с родителями: фотовыставка «Моя здоровая семья», выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации по темам: «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам».

2 этап -практический.

— Проведение тематических бесед с детьми по следующим темам:

«Солнце, воздух и вода — мои лучшие друзья», «Ребенок и здоровье», «Полезные продукты», «Личная гигиена», «Тело человека», «Витамины и здоровый организм», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!», «Как я буду заботиться о своем здоровье».
— Чтение и заучивание следующих произведений:

К. Чуковский «Доктор Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», К. Чуковский «Федорино горе», загадки и пословицы о здоровом образе жизни.

— Дидактические игры (Название игры, цель):

«Кому что нужно»

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

«Разложи картинки по порядку»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

«Мой день»

Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

«Будь здоров»

Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.

«Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»

Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.

«В стране здоровья»

Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.

— Подвижные игры:

«Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

«Перелет птиц»

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

«Спрячь руки за спину»

Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку.

«Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

«Наседка и цыплята»

Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

«Лохматый пес»

Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.

Малоподвижные игры:

«Тишина»

Цель: Учить детей двигаться по сигналу, развивать слуховые качества.

«Узнай по голосу»

Цель: Учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества.

«У ребят порядок строгий»

Цель: Развивать умение действовать сигналу, физические качества.

«Волк — волчок»

Цель: Развивать координацию движений, слух, физические качества. Учить, считалкой выбирать ведущего.

— Художественно-продуктивная деятельность:
Раскрашивание картинок по номерам, тематических картинок карандашами, фломастерами, мелками.

Рисование красками, цветными карандашами, гуашью.

Аппликация из цветной бумаги, природного материала.

Лепка традиционная, пластилинография.

— Оздоровительные мероприятия:

Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
Умывание контрастной водой, воздушные, солнечные ванны, хождение босиком по дорожке здоровья, массаж ступней ног, ушных раковин
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
— Наблюдения, экскурсии:
Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.

— Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая — рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика после сна – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
— Формы организации здоровьесберегающей работы:
— физкультурные занятия
— самостоятельная деятельность детей
— подвижные, малоподвижные игры
— утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная)
— двигательно-оздоровительные физкультминутки
— физические упражнения после дневного сна
— закаливающие процедуры

3 этап — завершающий.

У детей средней группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Дети с удовольствием ходят босиком по дорожке здоровья, легко овладели методикой полоскания рта, моют руки по локоть, полощут рот после приема пищи, играют с водой.
Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, в кегли, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
Снизились показатели заболеваемости детей.

Воспитательная ценность проекта:

У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в оздоровительных процедурах.

Познавательная ценность проекта:

У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
Расширилось представление об оздоровительных мероприятиях.
Проявилось творчество и фантазия в продуктивной деятельности.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием нетрадиционных подходов в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.