Игровое пособие для дошкольников.

Автор: Юношева Ирина Владимировна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 85»

Населенный пункт: г. Бийск, Алтайский край

Тема: Игровое пособие для дошкольников «Путешествие волшебных стекляшек».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

По моему мнению, именно камешки марблс являются замечательным средством детского развития, отвечают требованиям ФГОС, и могут быть успешно использованы в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая игрушка, обычно — разноцветный шарик (округлый или сплющенный), изготовленный из стекла.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Камешки марблс не только способствуют развитию мелкой моторики рук. Они позволяют успешно решать ряд задач:

— расширять представления об окружающей действительности и словарный запас;

— формировать готовность к обучению грамоте (упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы)

— закреплять умение в ориентировке на плоскости, навыки порядкового и количественного счета;

— развивать внимание, память, мышление;

— развивать чувство ритма, цвета, композиции;

-активизировать тактильно-двигательный, слуховой, зрительный анализаторы;

— формировать сенсорные эталоны;

— осуществлять развитие фантазии, воображения и творчества.

И это далеко не полный перечень.

Немаловажную роль, камешки «Марблс» играют в создании эмоционально — положительного настроения у детей и способствуют формированию мотивации к обучению. Именно поэтому, я использую их в своей работе.

Представляю Вашему вниманию серию игр «Путешествие волшебных стекляшек» с использованием марблс.

Оборудованием для них являются: камешки марблс в достаточном количестве и ассортименте цветов, рамочка 20см на 20 см с прорезями диаметром 2,5 см из фанеры (изготовили по нашему эскизу на заказ) или лист картона с кружочками по размеру марблс, карточки с предметами и шаблоны с заданиями, кубик-кость с точками.

Перед началом необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности:

-камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно;

-их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.

Пособие достаточно универсально. Она подходит детям разного возраста, задания развивают речь, мышление, психические процессы, познавательные и творческие способности. Ниже представлены возможные варианты игр.

1. «Графический диктант». Педагог дает инструкцию: положите красный камешек — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, и так далее. Ребенок выполняет манипуляции с камешками в рамочке. Проверяем по карточке.

2. «Веселая змейка». Педагог уточняет, как ползет гусеница – не по прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, затем диктует ребенку направление движения гусеницы, дети выкладывают камешки в рамочку, сколько успеют до следующей инструкции. Проверяем полученную гусеницу.

3. «Найди и назови». У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких овощей больше всего?

4. «Расскажи про свой узор?». Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик- это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек и т. д.»

5. «Зоркий глаз» выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.

6. «Золушка» — сортируем по цветам, первый ряд синий, второй желтый и прочее.

7. «Строитель». Выложить определенную букву, цифру из камешков в рамочке.

8. «Жадина». У ребенка есть картинки с предметами разного рода. Необходимо назвать предмет, определить род вложить в рамочку камешек определенно цвета (мужской род – синий, женский-красный, средний — желтый).

9. «Ходилка». Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он вибирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

10. «Звуко — буквенный анализ слов». Выложить схему слова, каждый звук — определенным цетом камешка: красный — гласные, зеленый – мягкие согласные, синий — твердые согласные звуки. Рамочка позволяет проанализировать 5 слов из количества не более 5 звуков, что для ребенка дошкольника более, чем достаточно.

11. «Мозаика». Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.

12. «Крестики — нолики». Берем 2 цвета камешков синие и зеленые, работаем над звуком, дифференцируем по твердости- мягкости. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики- нолики», другой аналогично с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку.

13. «Лабиринты». Берем два — три цвета кубиков, красный – произнес не правильно, желтый — произнес не совсем четко, зеленый произнес правильно.

Автоматизируем звук в словах и выкладываем последовательно камешки в рамочку. Анализируем проделанную работу.

14. «Художник». Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.

15. «Укрась». Выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где можно использовать данный узор.

16. «Поставь камешек на место». Педагог предлагает инструкцию: «Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний». Дети выполняют. Проверку задания можно выполнить через предъявление карточки – проверки к заданию.

17. «Сочинялки». Выложить камешки в рамочку в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое — солнышко, красный — шарик, синий флажок, зеленый листик.

18. «Гирлянда». Заполнить рамочку последовательно камешками по заданному образцу, обязательно соблюдение целостности гирлянды и последовательность рисунка.

19. «Исправлялки». В рамочке есть изображение буквы или цифры. Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.

20. «Магия». Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.

21. «Раскраска». Ребенку предлагается карточка с контурным изображением предмета, которую необходимо подложить под рамочку. Необходимо вспомнить, какого цвета бывает этот предмет и положить соответствующий камешек. Проверка задания осуществляется по аналогичным карточкам в цвете.

22. «Прятки». Ребенку предлагается карточка с изображением предмета, которую необходимо подложить под рамочку. Необходимо положить камешек соответствующий цвету этого предмета.

После выполнения задания ребенка можно попросить оценить себя. Для этого я использую камешки в виде больших звездочек.

Данные игры могут быть использованы в своей работе учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями, а также родителями для занятий и игр с ребенком дома. Используйте свою фантазию, и возможно именно вы сможете дополнить перечень игр и они обязательно понравятся вашим детям.