Автор: Головушкина Алёна Валерьевна
Образовательное учреждение: МБОУ «Сапоговская СОШ»
Населенный пункт: а. Сапогов, Республика Хакасия
Тема: Использование разноуровневых заданий на уроках биологии.
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Почему именно разноуровненвые задания? Как говорил Ян Амос Каменский:
«Все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью»
По данным Ю.З.Гильбуха состав любого учебного класса неоднороден и однородности добиться невозможно. Учащиеся неоднородны по учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, социальному и имущественному положению родителей и т.д.
Ученые подсчитали, что, обучая детей по единой одноуровневой методике, изначально закладывается 50% брака в работе преподавателя. Так как в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Отсюда появляется у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Процентное соотношение учащихся класса, отличающихся друг от друга по уровню обучаемости, в среднем, таково:
— 65%-дети со средней обучаемостью (т.н. норма);
— 15%-дети с высокой обучаемостью;
-20%- дети с низким уровнем обучаемости.
Этот факт является одним из важнейших психолого-педагогических показателей для использования разноуровневого обучения.
Разноуровневое обучение – это организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом программы на разном уровне не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.
В структуре разноуровневого обучения выделяют три уровня:
минимальный (базовый, репродуктивный) на «3»,
программный (продуктивный) «4»
и усложненный (творческий) «5».
Каждый уровень отличается глубиной изучаемого материала.
Задания должны быть посильны детям, тогда они будут активизировать познавательные способности учащихся, причем на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремится к их выполнению.
Поскольку уровень обучения выбирается учеником самостоятельно, а не навязывается педагогом, организуемая им дифференцированная работа воспринимается учащимися безболезненно для их самолюбия.
Разноуровневые задания можно использовать на различных этапах урока.
Эта работа может проходить как в группах, так и в парах.
Задания репродуктивные: знание терминов, понятий
С выбором одного правильного ответа из четырех или трех из шести.
Задание на установление соответствия объектов с их строением или функциями.
Задание назвать термин или определить термин.
На включение в текст пропущенных терминов из предложенного перечня.
Задания продуктивные (установление причинно-следственной связи)
На установление последовательности биологических процессов и явлений.
Найдите ошибку в тексте.
На интерпретацию статистических данных, работа с таблицами.
Задания творческие
Оценивают и диагностируют умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения
Со свободным ответом (работа с текстом и ответ на проблемные вопросы);
Подготовить сообщение
Составить кроссворд
Таким образом, разноуровневое обучение помогает каждому ученику развиваться в силу своих способностей.