Консультация для родителей «Экспериментам дома быть!».

Автор: Татьяна Николаевна Савельева

Образовательное учреждение: ТОГАДОУ «ЦРР — детский сад «Возрождение»

Населенный пункт: г. Тамбов, Тамбовская область

Тема: Консультация для родителей «Экспериментам дома быть!».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 07.04.2019

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие, поэтому не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло, организовать сопровождение исследовательской деятельности.

В дошкольном учреждении уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия.

Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.

Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья всего живого.

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

Знакомство с рукотворным миром – знакомство с разнообразием материалов: металл, пластмасс, ткань и др., сравнение их свойств.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого нужно желание, некоторые научные знания, простейшие реактивы и оборудование. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, кухня, где ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ, различных продуктов (крупа, мука, соль, сахар и т.д.). Поинтересуйтесь у ребенка, что стало с веществами, продуктами и почему? Пусть ребенок сам ответит на вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребенок рисует, у него кончилась зеленая краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путем проб и ошибок ребенок найдет верное решение.

С ребенком можно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречаются на прогулке. Попадая в воду, камешек тонет, меняет цвет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины.

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния, также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Советы родителям

по развитию поисково – исследовательской активности детей.

Что следует делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

1. Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию, детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотив (узнавать новое, потому что это интересно и приятно).

4. Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

5. Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

6. Создавать ситуацию успешности.

7. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

С раннего детства побуждайте ребенка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Что не следует делать?

1. Не следует отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность – основа экспериментирования.

2. Не следует отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Не следует ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Не следует запрещать без объяснения. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи.

Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

В процессе экспериментальных действий ребенок преобразует объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. На протяжении дошкольного возраста такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Ребенок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребенка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребенка.

Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:

Ребенок получает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В организации опытно – экспериментальной деятельности главным является принцип: для развития ребенка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

Для того, чтобы дети увлеченно занимались экспериментальной деятельностью, необходимо взрослому стать участником совместного поиска, включиться в реальный, осуществляемый ребенком эксперимент. Совместная деятельность ребенка и взрослого основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Уважаемые родители, предлагаем Вам картотеку экспериментов «Домашняя лаборатория», буклет «Как помочь маленькому исследователю», памятку «Советы родителям по развитию исследовательской активности детей». ( «Что не следует и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»)