Консультация для родителей по воспитанию детей к труду.

Автор: Медведева Динара Зайдулловна

Образовательное учреждение: МДОБУ ДСКВ № 10

Населенный пункт: г. Всеволожск, Ленинградская область

Тема: Консультация для родителей по воспитанию детей к труду.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется множество положительных качеств личности, а также совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет. А гармоничное сочетание трудовых действий с другими видами деятельности открывает широкие возможности для развития ребенка в различных направлениях.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать уже в раннем возрасте. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых порождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

— приобщение к труду через самообслуживание;

— постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду;

— постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение;

— постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

— организация обучения выполнению трудовых операций;

— формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

— учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

— поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы.

Труд в семье должен быть посильным для ребенка. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент — интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Многого он, конечно, не сделает, а вот кое-какие навыки получит. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте — игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом.

За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом — это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы — это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Помните: давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что за чем следует выполнять, и почему это делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут.

Именно так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить — они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то мы не сможем поесть.

Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Будет способствовать лучшему выполнению работы.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых — это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению к его результатам.

Советы родителям:

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

А вот и зарядка для наших трудолюбивых ручек!

Поможем ручкам стать трудолюбивыми!

Игры на развитие тактильной памяти

Пальчиковые игры.

Выкладывание из круп и макаронных изделий.

Выкладывание самых разнообразных предметов по образцу взрослого и по замыслу ребенка.

Выкладывание (спичек, палочек).

Игры с природным материалом (бусы из ягод, узоры из ракушек, камешков) .

Вязание (крючок, спицы) .

Использование простых и доступных материалов.

Рисование (кистью, мелом, карандашом).

Лепка (пластилин, глина, тесто) .

Шнурование, застегивание пуговиц.

Плетение (нитки, проволока, лоза, трава).