Коучинговый подход в образовании.

Автор: Пиваева Наталья Александровна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 467

Населенный пункт: г. Колпино, Санкт-Петербург

Тема: Коучинговый подход в образовании.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Листая однажды страницы интернет – сайтов я наткнулась, на новое для себя, понятие «коучинг». Мне стало интересно, что это за модное понятие. Оказалось, что коучинг сегодня очень популярен. Люди часто обращаются за помощью и поддержкой к коуч – тренеру. В связи с этим я решила разобраться, в чём суть коучинга, может ли он быть полезным в сфере образования, какие достоинства и недостатки, и вообще, в чём заключается его уникальность.

Но сначала немного истории. Слово «коуч» — венгерского происхождения. Но ещё в Англии, в середине 16 века, это слово означало «повозка». А уже в 19 веке так стали называть частных репетиторов. Сейчас это слово переводят как «тренер» или «консультант». Мне ближе, скорее первое значение. Первые коучи появились в США в 70 – х годах прошлого столетия. Первоначально коучинг означал работу руководителя со своими подчинёнными, ориентированную на развитие сотрудников. Умело используя мотивацию, происходило продвижение по карьерной лестнице.

Следующим этапом стало не только развитие, но и сопровождение подрастающего «гения» и направление его деятельности в нужное русло.

Далее коучинг превратился в консультирование, связанное с решением определённых проблем. Именно с этого момента коучинг становится очень популярен. Коуч – тренеры стали появляться не только в бизнесе, но и в учебных заведениях, позволяя тем самым, ещё в зачаточной стадии развития «таланта», направить его по нужному пути.

А теперь несколько слов о том, чем коучинг может быть полезен учителю обычной общеобразовательной школы. Сейчас очень часто и много говорится на тему дифференцированного подхода к обучении. Всем нам хорошо известно, что немногие учителя способны переключиться с общей массы учащихся на конкретного ученика. Таким образом «менее способные» ученики остаются в тени образовательного процесса. Коучинг, в свою очередь, помогает ориентироваться на психологию каждого отдельного ребёнка, раскрывает его как личность. В современный образовательный процесс коуч – тренер входит, прежде всего, как наставник. Он сопровождает ученика на протяжении всего периода обучения. Педагог, основываясь на психологии учащихся, помогает развиться их творческому потенциалу, постановке новых целей и нахождение путей их достижения.

Коучинг основывается на том, что каждый сам знает как лучше решить ту или иную проблему. И лишь помогает отыскать это решение, увидеть, как лучше действовать.

Зачем, спросите вы, учителю осваивать коучинг? На мой взгляд, ответ очевиден: успешный ученик – успешный учитель! Эффект коучинга напрямую связан с будущим образования. Правильная мотивация на осуществление дальнейших достижений = уверенность в завтрашнем дне. Как и у любой технологии, у коучинга много плюсов, но есть и некоторые минусы.

Начну с положительных моментов.

ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ КОУЧИНГА.

Коучинг для учителя:

Увеличивается объём полезной информации;
Разрушаются психологические барьеры;
Происходит преобразование личности;
Психологическая защита;
Коррекция ошибок;
Выявление слабых и сильных сторон;
Определение зоны ближайшего развития;
Формируется собственная позиция в вопросах достижения целей;
Необходимое построение учебного процесса;
Мотивация на уроке;
Распределение полномочий;
Решение проблем различного характера;
Планирование и контроль знаний;
Создание единого дружного коллектива;
Парная и групповая работа.
Коучинг для ученика:

Мотивация, необходимая каждому ученику;
Развитие самостоятельности;
Чёткое представление цели;
Определение последовательности этапов обучения;
Расстановка приоритетов в учебном процессе.
Определение конечного результата;
Личная эффективность;
Гибкость мышления;
Адаптация к изменениям;
Получение удовольствия от процесса обучения.
Какие минусы я вижу в данной технологии:

Ответственность за результат полностью ложится на вас.
Интересная особенность: как только вы начинаете проявлять давление, считайте, что упустили момент. Необходимо научиться правильно мотивировать и удерживать баланс между дисциплиной и терпением.

Все дети разные и у всех разная скорость достижения целей.
Необходимо учитывать психологические особенности каждого конкретного ученика.
Следует ли расценивать описанные негативы как решающие аргументы для отказа от коучинга? Думаю, что нет. Потому что плюсы более ощутимы. Знание недостатков подобной технологии даёт возможность заблаговременно снизить их эффект до минимума. Управление процессом обучения предполагает разумный контроль всех факторов, определяющих итог.

И в конце, я хочу показать, в сфере ФГОС, каким образом коучинг может влиять на развитие УУД.

Личностные:

Ученик в совместной работе с учителем может определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.

Познавательные:

Ученик находит ответы на вопросы, используя разные источники информации, преобразовывает модели, наблюдает, анализирует.

Коммуникативные:

Развивается умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою, строить простое речевое высказывание. Овладевает правилами работы в группе и паре.

Регулятивные:

Учебная деятельность будет эффективной, если учащийся примет на себя ответственность за её результаты; совместное с учителем планирование процесса достижения цели и составление плана.

Коучинг не учит, а помогает учиться. Коучинг – это процесс, позволяющий личности, при использовании нужных методов и приёмов, добиться самых высоких результатов. Но решать, конечно, вам.