Автор: Ситникова Людмила Петровна
Образовательное учреждение: МБДОУ «Рябинка»
Населенный пункт: г. Черногорск, Республика Хакасия
Тема: Мастер-класс Флексагоны как средство развития речи детей в логопедической практике ДОО.
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Цель мастер – класса: обмен профессиональным опытом, повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Актуальность: Использование флексагонов в настоящее время является актуальным, так как, на мой взгляд, это новое инновационное средство, представляющее широкий развивающий потенциал в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и общеразвивающих группах в ДОУ.
Ход мастер класса.
1.Теоретическая часть.
В процессе логопедической практики с дошкольниками я заметила, что на фоне современных компьютерных игр классические методы и приемы по коррекции речи не всегда эффективны, а иногда уже и не интересны детям. Поэтому в рамках введения ФГОС ДО, нужны более инновационные средства для поддержания интереса к образовательной деятельности. Подбирая для этой цели различные игры и упражнения, меня заинтересовали флексагоны, которые изначально использовались как головоломки и средство для математического потенциала дошкольников. Я решили развить тему флексагонов именно в русле речевого развития дошкольников.
Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию Флексагон это – одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы. При правильной сборке флексагон содержит скрытые поверхности. Первый флексагон был открыт случайно в 1939 г. английским студентом Артуром Стоуном.
Флексагоны как математическое средство достаточно широко применяются в работе со школьниками, чем с детьми дошкольного возраста.
Работу с флексагонами можно проводить в формах индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности, родительских собраний, мастер-классов, выставок.
Методика проведения игр с флексагонами аналогична методике проведения дидактических игр: — ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ флексагона, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и
представления).
— определение роли педагога в игре: участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
— подведение итогов игры.
Используя флексагон как дидактическую игру, я решаю следующие цели и задачи: Цель — Развитие речи, мышления и воображения воспитанников с помощью флексагона.
Задачи — развивать функции словообразования и словоизменения;
— обогащать и активизировать словарь по различным лексическим темам;
— учить обобщать и классифицировать предметы;
— упражнять составлять и распространять предложения;
— учить составлять описательный рассказ, рассказ по сюжетной картинке;
— упражнять в звуко – слоговом анализе слов;
— автоматизировать поставленные звуки;
— развивать мелкую моторику;
— развивать зрительное восприятие;
— развивать ориентировку в пространстве;
— развивать логическое мышление.
2. Практическая часть.
Я предлагаю вам сложить самый простой флексагон, тритетрафлексагон. Он имеет три поверхности из которых две видны, а третья скрыта в нутрии.
Для первого раза лучше взять офисную бумагу в дальнейшем для игр с детьми лучше взять альбомный лист он плотнее. Для работы понадобятся: альбомный лист, карандаш, клей, цветная бумага, ножницы, картинки, линейка.
Его легко сложить из полоски бумаги, изображенной на рисунка. (а – лицевая, б – оборотная сторона полоски). Перенумеруем квадраты на обеих сторонах полоски.
Перевернув полоску бумаги лицевой стороной вверх, перегнем ее слева на прово вдоль вертикали, разделяющей две тройки, а затем загнем самый правый нижний квадрат (в) и склеем его оборотную сторону с верхним квадратом прозрачной лентой (рис.г).
Выбрать картинки по одной теме и наклеить на флегсагон.
Я вам предлагаю варианты дидактических игр с использованием флексагона
Игры на развитие словаря, грамматического строя и связной речи: «Назови предметы по лексическим темам», «Посчитай», «Назови ласково» «Соберем урожай» «Один – много» «Овощ или фрукт?» «Кто где живет» «Какой сок?» «Кто чем питается?» «Назови ласково»
Открытки-флексагоны по познавательному развитию: «Фрукты», «Деревья», «Осень», «Времена года», «В лесу», «Что в лесу растет?», «Посчитай», «Раз малинка, два малинка», «Чего много?».
Флексагоны по автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия и звукового анализа: игры «Мы со звуками играем и слова называем», «Назови первый звук в слове» (гласные, согласные звуки), «Определи место звука «К», «К», «Т», «Т’» в слове», Игры «Назови первый и последний звук в слове», «Назови картинку на звук…», «Подели слова на слоги».
Вывод:
Проведя целенаправленную, систематическую и планомерную работу по внедрению флексагонов в логопедическую практику с детьми дошкольного возраста, я убедилась, что флексагон – новое дополнительное средство имеющее многоплановый развивающий характер.
3.Рефлексия.
Я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Перед вами три корзины «Мне это пригодится для….», «Мне было трудно…», «Мне понравилось…» и корзина с мячами. Каждый возьмите по мячу выберите корзину с теми чувствами которые вы испытываете от мастер – класса и продолжите разу.