Методы физического воспитания дошкольников.

Автор: Елшина Екатерина Владимировна

Образовательное учреждение: МБДОУ Детский сад «Ёлочка»

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема: Педагогические технологии, формы и методы физического воспитания дошкольников.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.

Инструктор по физическому воспитанию – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие.

Основным направлением в своей работе считаю, формирование здоровья детей на основе его комплексного изучения в динамике, коррекцию физического и психического здоровья ребёнка, формирование адекватных представлений у воспитанников о здоровом образе жизни. Поэтому я применяю в своей работе следующие педагогические технологии:

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье ребенка, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.

Здоровьесберегающие технологии, направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

— развитие его физических качеств,

— двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

— закаливание,

— дыхательная гимнастика,

— самомассаж,

— профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

— занятия на тренажерах,

— воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Развивающие педагогические технологии, направленные на раскрытие двигательных возможностей и способностей каждого ребёнка, побуждение детей к самостоятельной двигательной деятельности, связанной с их потребностями;

Игровые технологии. Использование прочно сформированных навыков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности.

Двигательные навыки, сформированные у детей до семи лет, облегчат овладение более сложными движениями и позволят в будущем достигать высоких результатов в спортивной деятельности.

В работе с детьми последовательно включаю: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать их; игры, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

В процессе занятий, наблюдая за животными, путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским чемпионам, играя и наслаждаясь движениями, дошколята приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными умениями:

— предсказывать последствия действия или события;

— проверять результаты собственных действий;

— управлять своей деятельностью;

— проверять реальность.

Технологии проблемного обучения, перед детьми ставится проблема (сюжет, ситуация), по ходу которой, дети решают проблемные задачи.

Ребенок усваивает разнообразные действия, направленные на изучение решения проблем.

ИКТ. Использую компьютерные презентации образовательных порталов, имею собственный функционирующий сайт в социальной сети работников образования!!!!!!

Данные технологии способствуют развитию у детей коммуникативных способностей, формируют исследовательские умения, а также умения принимать оптимальные решения в сложившейся ситуации.

Реализация современных требований к организации образовательного процесса и использование на интегративной основе выше перечисленных педагогических технологий в физкультурно – оздоровительной работе с воспитанниками ДОУ, позволяет мне:

— повышать качество педагогического воздействия на детей за счёт формирования у них целостной системы универсальных интегрированных знаний, умений и навыков;

— координировать функциональные нарушения в физическом развитии, раскрыть сохранные возможности и индивидуальные способности;

— побуждать детей использовать полученные знания, умения, навыки в самостоятельной двигательной деятельности, связанной с их потребностью в движении;

— оптимизировать нагрузку с учётом индивидуальных, психологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Систему педагогического взаимодействия с воспитанниками осуществляю по следующим направлениям:

— непосредственно организованная образовательная деятельность;

— совместная деятельность инструктора по физической культуре и детей;

— самостоятельная двигательная деятельность детей в режиме дня.

В связи с этим использую следующую модель физкультурно–оздоровительной работы с воспитанниками ДОУ:

— Физкультурные занятия.

— Познавательные занятия валеологического цикла.

— Утренняя, бодрящая, дыхательная, корригирующая и пальчиковая гимнастики.

— Физкультминутки и динамические паузы.

— Подвижные, спортивные игры и упражнения в зале и на прогулке.

— Закаливающие мероприятия.

— Активный отдых (экскурсии, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья).

— разные виды самомассажа

— тренинги

— Индивидуальная работа с детьми.

Использую различные по содержанию типы занятий:

— учебно-тренировочные занятия,

— контрольно – проверочные,

— сюжетные, игровые и др.

При организации педагогического процесса использую методы физического воспитания:

— модельный метод обучения (объяснение-показ-выполнение-коррекция);

— метод разбора конкретных ситуаций технического выполнения упражнений и поведенческих навыков, комплексного подхода к решению образовательных задач

— игровой метод, развивающий познавательные способности, морально – волевые качества;

— соревновательный метод, способствующий практическому освоению действий физических упражнений;

— метод проблемного обучения – внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным.

Использование различных методов и приёмов, типов занятий помогает более качественно организовывать детскую деятельность в образовательном процессе.

Чтобы повысить интерес у детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой и спортом, через знакомство с нетрадиционным оборудование, сделанное своими руками, запустила проект.

Большое внимание уделяю организации развивающей среды. В соответствии с требованиями программы мною были изготовлены:

— карточки для имитационных заданий для разных возрастных групп, что способствует творческому развитию дошкольников;

— индивидуальные карточки для самостоятельного выполнения детьми заданий, упражнений;

— нетрадиционное оборудование для проведения физкультурных занятий;

— карточки для проведения подвижных игр в разных возрастных группах;

— карточки к настольным играм;

— зрительные ориентиры;

— оборудование, сделанное для сдачи нормативов ГТО.

В тренажерном зале имеются тренажеры:

— силовой,

— тренажеры реабилитационные,

— бегущая по волнам,

— детский гребной тренажер,

— степпер детский с ручкой,

— беговая дорожка,

— батут (без ручки)

Таким образом, дополненная мною предметно – развивающая среда, повышает интерес к физической культуре, способствует устранению двигательных нарушений у детей, увеличивает эффективность занятий, следовательно, помогает в решении физкультурно–оздоровительных задач, в деле сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОУ.