Мониторинг результатов образования.

Автор: Цырендоржиева Светлана Цыбенжаповна

Образовательное учреждение: ГБОУ СКОШИ №2

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема: Мониторинг результатов образования младших школьников в коррекционной школе VIII вида.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

В последнее время значительно изменился контингент учащихся поступающих в 1 класс. По сравнению с предыдущими годами сократилось количество детей с лёгкой умственной отсталостью, а с тяжелыми комплексными нарушениями значительно выросло.

При поступлении учащихся в школу, я провожу входную диагностику, т.к. учителю необходимо знать уровень знаний, умений и навыков, с которым ребенок поступает в 1 класс. Далее отслеживаю динамику по четвертям.

Все параметры оцениваю методами наблюдения и субъективной оценки, выражающейся в следующих формулировках:

навыка нет – 0
начинающийся навык – 1
в стадии формирования – 2
сформирован – 3
Данная система диагностики позволяет мне получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатков мыслительного процесса.

Совершенствование процесса обучения невозможно без проведения мониторинга качества знаний. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Оценка результатов позволяет отследить уровень усвоения знаний, умения применить знания практически.

Итоговый контроль осуществляю в различных видах (система заданий по письму и развитию речи, по математике, по чтению и другим дисциплинам, проверочных работах, в упражнениях, тестах, заданиях с правилами, устных опросах). Результаты отражаются в журналах и картах динамического наблюдения, и дневниках индивидуального наблюдения, тематических мониторингах.

Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающихся, по четвертям провожу диагностику усвоения программного материала и планирую коррекционную работу над пробелами в знаниях учащихся. На основании данных исследований в течение учебного года, мне удается проследить динамику развития способностей учащихся, проанализировать причины неуспеваемости, разработать пути и методы по коррекции умственного развития ребенка.

Учитывая, разнородность состава контингента учащихся поступающих в 1 класс, я стала уделять особое внимание системе оценивания достижений результатов обучающихся.

При оценивании результатов обучающихся, учитываю не только знания, но и сформированность их жизненных компетенций.

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их в связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, особенно в младшем школьном возрасте.

Мониторинг провожу 2 раза в год (сентябрь, май). Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни — в школе и дома.

В своей работе применяю следующие способы мониторинга:

текущее наблюдение (взаимодействие ученика в классном коллективе, его поведение, отношение коллектива к ученику, поведенческие отклонения);
метод тестовых ситуаций (учитель создает ситуации, в которых ученик должен проявить настойчивость в выполнении требуемого задания);
опросные методы (позволяют получить информацию о познавательном и социальном развитии учащихся на основе ответов на вопросы);
социальный мониторинг (бытовые навыки, социально-бытовая ориентировка, соблюдения правил поведения в общественных местах).
После очередного этапа мониторинга в индивидуальную карту вношу дополнительную информацию о ребенке. Она содержит описание достигнутого уровня в сравнении с предыдущим уровнем достижений.

На основе описательной оценки определяю актуальные для каждого ученика цели работы на период до следующего мониторинга.

В заключение хочу отметить, что только на основе постоянного мониторинга можно увидеть динамику обучения и дать оценку результатам развития жизненных компетенций учащихся.

Список использованных источников.

Севрук А.И. Мониторинг качества преподавания в школе : учебное пособие- М. Педагогическое общество России 2004 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. (Под ред. И.М.Бгажноковой).
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы. М., « П.», 2004. (Под ред. В.В.Воронковой).
Н.Н.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова: Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ: основные положения// Дефектология. №1/2010. С.6-22.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002