Автор: Гилева Наталья Валентиновна
Образовательное учреждение: МАОУ «Средняя школа №1 города Михайловска»
Населенный пункт: г. Михайловск, Свердловская область
Тема: Пишем сжатое изложение.
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Написание сжатого изложения – это информационная обработка текста. Ученик должен уметь выделить в тексте микротемы, определить в них главное, существенное, отсечь второстепенное. Эти умения формируются не только на уроках русского языка и литературы, но и при изучении иностранного языка, истории, биологии, географии и пр. Иными словами нужно уметь связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.
Первое чтение текста
1.Этап определения темы текста.
Учащиеся отвечают на вопрос: «О чем текст?»
Определяют тему текста.
Как же определить тему? Тема определяется различными способами:
-по началу текста;
-по ключевым словам;
-по ключевым эпизодам;
-по поступкам или размышлениям героев (автора);
-по заглавию текста
2.Этап определения идеи текста
Отвечаю на вопрос: «Зачем автор его написал?» «Какую мысль хотел выразить?»
Что нам помогает сформулировать идею?
-общая тональность звучания текста;
-настроение, которое вызывает прочтение текста;
-отношение автора к событиям, героям;
-наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
3.Этап определения структуры текста
Назовите композиционные части текста.
Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.
Композиция текста – построение текста.
Как правило, основными композиционными частями текста являются
вступление, основная часть, заключение.
Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Как сформулировать тезис?
Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.
Второе чтение текста
4.Этап абзацного членения текста:
Определение микротем текста как частей общей темы.
Выполнения задания:
«Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».
«Определите микротему каждого абзаца».
Запишите ее кратко, ответив на вопросы:
«Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,
«Какие предложения являются основными?»
Абзацы пронумеруйте.
Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы.
К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.
5.Этап моделирования сжатого изложения
Снимите нумерацию абзацев – микротем.
Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.
Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.
ПРИМЕР:
ТЕКСТ ДЛЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.
А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.
И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предполагая нам обходительные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.
Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и ограничиваемся, что не можем сделать этого сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или заниматься изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.
№ абзаца Микротема
1 Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.
2 Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
3 Мечта – это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным. В
мечту люди просто верят, а она позволяет верить в лучшее.
4 Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий,
которые постепенно приближают его к желаемому, невзирая на возможные
препятствия.
5 Стремление к осуществлению мечты наполняет нашу жизнь смыслом на
много лет и делает нас добрее и лучше.
ПРИМЕР СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.
Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.
Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь.
А вот мечта это совсем другое, это что-то волшебное. Она всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее.
И это действительно работает. Человек, мечтая, создает себе условия для исполнения желаний. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Только нужно набраться терпения.
Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и смыслом и становится лучше и добрее. (111 слов)