Познание окружающего мира детей дошкольного возраста.

Автор: Имангулова Жанна Геннадьевна

Образовательное учреждение: МБДОУ «ДСОВ №24» г. Усинска

Населенный пункт: г. Усинск, Республика Коми

Тема: Познание окружающего мира детей дошкольного возраста.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 30.03.2019

Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю вам послушать!

Опыт мой вам перенять

И в работе применять!

Знания в системе дать

Мир окружающий понять!

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Стараюсь добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Уделяю внимание не только формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучению через совместный поиск решений. Все дети от природы любознательны. Как поддержать и развить любознательность – одна из задач всех педагогов, в том числе и моя. На протяжении многих лет работы я находилась в поиске технологий, методов и приемов ее развития. Но в тоже время столкнулась с проблемой, что несмотря на достаточный объем знаний моих детей, им было тяжело понять, что все в окружающем мире между собой взаимосвязано. В практике работы широко применяю макеты. В процессе их создания организую познавательно – исследовательскую деятельность, в том числе экспериментальную. Результаты опытов, наблюдений, исследований, поисков необходимой информации оформляем в лэпбуки по отдельным свойствам окружающего мира. Но детям, несмотря на большой познавательный материал, трудно установить взаимосвязь между объектами природы так, как материал размещается на отдельных макетах и лэпбуках. Поэтому пришло решение создания макетбука, как модели формирования у воспитанников целостной картины окружающего мира, которое помогло в решении данной проблемы. Например, макетбук «Времена года» был создан с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года.

Макетбук создается и наполняется постепенно, по результатам образовательной деятельности: в ходе наблюдений, проведения опытов, экспериментов, продуктивной деятельности. Для этого создала развивающую предметно пространственную среду в группе, которая содействует тому, чтобы дети были активными инициаторами игровой деятельности и самостоятельного исследования окружающего мира. Наполнила среду различными материалами для игры и экспериментирования. Оборудование постоянно дополняю, меняю, вношу разнообразие с учетом индивидуальных потребностей, темпов развития и интересов детей. Макетбук может иметь различные конструкции, в зависимости от тематики и творчества самого изобретателя. Конструкцию макетбука изготавливает взрослый, а непосредственное наполнение содержания происходит в процессе совместной деятельности педагога с детьми. Например: при заполнении времени года «Зима» проводился эксперимент «Цветные льдинки», в ходе которого дети совместно с воспитателем закрашивали воду разными цветами с помощью гуаши. В ходе эксперимента был сделан вывод, что вода может быть в жидком и твердом состоянии, результаты зафиксировали на карточке и поместили в макетбук. Для закрепления знаний, на макетбук, вместе с детьми, были изготовлены льдинки из крупной морской соли, раскрашенные цветной гуашью. Дети получили возможность вспоминать проделанный опыт и его результат, а главное учитывать знания о состоянии воды в жизненной ситуации (при создании ледяной горки, снежной скульптуры). На карточках зафиксированы не только процесс проведения опыта, но и рисунки детей, их высказывания, а также стихи, пословицы, поговорки о временах года. Для того, чтобы детям было интереснее проводить опыты и эксперименты я сочинила стихи о проводимых опытах и о временах года. Для удобства в работе оформила эти стихи в брошюру.

Материалы, карточки, расположенные на макетбуке жестко не закреплены и их можно разнообразно использовать в другом виде деятельности, что отвечает принципу полифункциональности. Саму конструкцию макетбука можно видоизменить и трансформировать в любой другой макет, материалы менять в зависимости от тематики изучаемого предмета, заинтересованности воспитанников.

Постепенно, от шага к шагу, на каждом занятии, режимном моменте, в ходе любой познавательно – исследовательской деятельности происходит наполнение макетбука, углубление и пополнение знаний воспитанников об окружающем мире.

В заключении хочу вам пожелать

Макетбук вы применяйте,

Формы, темы изменяйте,

Модель вам очень пригодится,

С детьми работать, не лениться,

Мир окружающий понять

Системы новые узнать.