Профилактика дисграфии.

Автор: Абакумова Светлана Александровна

Образовательное учреждение: МОУ «Средняя образовательная школа №39»

Населенный пункт: г. Петрозаводск, Республика Карелия

Тема: Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 16.04.2019

Проблема нарушений письма — одна из самых актуальных для школьного обучения.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов.

Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Дисграфия — специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева)

Выделяют 5 форм дисграфии:

Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

Акустическая диcгрaфия
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

пропуски букв и слогов;
перестановка букв и (или) слогов;
недописывание слов;
написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);
повторение букв и (или) слогов;
контаминация — в одном слове слоги разных слов;
слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил.

Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
добавление лишних элементов;
пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Помимо работы логопеда по коррекции данного вида дисграфии, родители так же должны проявлять активность в помощи преодоления логопедических ошибок на письме у их детей.

В дополнение к рекомендациям логопеда, родители могут выполнять различные игровые упражнения, которые могут поспособствовать более успешной коррекции и профилактики дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.

Попросите прохлопать ребенка количества звуков или слогов в слове, количество слов в сказанном Вами или придуманном им самим предложении. Это поможет точнее определять количество звуков в словах, учить детей делить слова на слоги, учить понимать количество слов в предложении. Если ребенок сделает ошибку (например, не разделит частицу/предлог от слова или, наоборот, отделит приставку от слова), Вы сможете поправить его, указав и объяснив ему его ошибку.
Чтение книг так же помогает ребенку запоминать образ букв, слов, правильность орфографического написания слов, согласования частей речи, развивать словарный запас.
Игры-шарады, игра «Слова», игра «Поле чудес» и другие различные игры с письменными ответами поспособствуют развитию словарного запаса, вербального мышления.
Используйте прописи или запись букв по зрительному образцу (практически на каждой тетрадке в линейку на оборотной стороне есть прописной алфавит). Возраст в данном случае не важен! Пусть Ваш ребенок пишет раз в день несколько слов (например, словарных) или предложений, аккуратно выводя каждую букву. Ведь небрежный почерк так же влияет на правильность письма. Когда ребенок пишет слова аккуратно, то им запоминается зрительный и кинестетический образ букв, буквенных сочетаний, слов. Чтобы сделать это занятие более интересным, Вы можете попросить Вашего ребенка написать о том, как прошёл его день или написать его желание (например, поиграть в компьютер) и исполнить его в дальнейшем.
Придумайте какую-нибудь интересную семейную традицию, связанную с письмом. К примеру, писать друг другу открытки или утренние записки с пожеланиями.
Важно сохранять позитивный настрой и не ругать ребенка за ошибки, а постараться объяснять их. Например, объяснить значение неправильно написанного слова, его происхождение или ещё раз объяснить различие приставки и предлога.