Развитие двигательной активности детей «Веселый обруч»

Автор: Митрофанова Екатерина Александровна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81»

Населенный пункт: г. Курск

Тема: Проект: Развитие двигательной активности детей «Веселый обруч» для второй младшей группы.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 07.04.2019

Вид проекта по составу участников – групповой(дети второй младшей группы, родители, педагоги);

по целевой установке – педагогический, информационно – практико – ориентированный, творческий;

по содержанию – развитие двигательной активности

по срокам реализации – среднесрочный

участники дети 3-4 лет.

Проблема:

в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате: увеличивается статистическая нагрузка на определенные группы мышц; снижается сила и работоспособность мускулатуры; нарушаются функции организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развитию двигательной активности в течение дня, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Актуальность темы.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого вниманиия педагогов должно быть овладение ребенком основами двигательной культуры.

Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы.

Ребёнок по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие.

Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.

Гипотеза:

Использование нестандартного оборудования в системе работы по формированию двигательной активности детей, будет способствовать более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию разнообразной целенаправленной двигательной активности детей. Достижение положительной динамики в процессе физкультурно – оздоровительной работы по средствам использования нестандартного оборудования и нетрадиционных игр.

Задачи:

Обеспечить потребность детей в двигательной активности в течение дня.
Создать условия, побуждающие детей к двигательной активности.
Научить детей правильно двигаться
Развивать выносливость.
Дать детям возможность активно двигаться.
Заложить основы физической культуры.

Для достижения эффектности формирования двигательной активности у дошкольников придерживалась принципов, отраженных в ФГОС ДО:

1. Поддержка и разнообразие детства. Этот принцип мы рассматриваем как сохранение уникальности детства, как важного периода жизни ребенка. Бабина К.С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

2. Принцип индивидуализации предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где ребенок сам выбирает для себя содержание, а мы лишь партнеры ребенка по деятельности

3. Принцип содействия. Ребенок — полноценный участник образовательного процесса и отношений.

4. Принцип поддержки и развития детской инициативы.

5. От простого к сложному.

Я взяла обруч за основу для изготовления нетрадиционного оборудования для увеличения двигательной активности детей .

Предполагаемые результаты

Для педагога:

Повышение педагогической компетентности в данном направлении.
Поиск путей реализации задач.
Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность
педагогов с целью индивидуализации педагогического процесса.
Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй.
Для детей:

Общее укрепление здоровья детей.
Формирование навыка двигательной активности.
Снижение уровня заболеваемости.
Каждый ребенок должен получить бодрое, радостное настроение, испытать удовольствие от выполненных упражнений.
Для родителей:

Активное участие в работе над проектом.
Повышать уровень родительской компетенции в вопросах оздоровления детей раннего возраста.
Активизировать творческий потенциал родителей.
Достижение достаточного уровня информированности родителей о физическом воспитании и оздоровлении детей четвертого года жизни.
Повысить интерес у родителей к подвижным играм в домашних условиях.

1 этап. Организационный

Цель: изучение возможностей и потребностей воспитателя и родителей в
двигательной активности детей

Создание описания предметов оборудования, которое планируется
изготовить.

Подбор необходимых предметов, материалов и дополнительного
инструментария для изготовления оборудования.

Совместное с родителями воспитанников ДОУ и педагогами изготовление оборудования.
Подбор и оформление картотеки игр и упражнений для детей с обручами.
Составление и оформление методики использования оборудования в
двигательной активности детей

Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию

Нестандартное оборудование должно быть:

безопасным;
максимально эффективным;
удобным к применению;
компактным;
универсальным;
технологичным и простым в изготовлении;
эстетическим.

2этап.Планирование деятельности
Цель: создание условий для психологического комфорта и сохранение
двигательной активности в течение дня.

Знакомить детей:

с различными упражнениями в течении дня в различных режимных
моментах, (зарядка, подвижные игры и т.д.)

где еще можно использовать обруч (в гимнастике , в цирке,)
знакомить детей с нетрадиционным оборудованием изготовленного из
обручаи способами игры с ними.

Использование обруча в непосредственной образовательной деятельности.(Утренняя гимнастика)

1. Ходьба в колонне по одному, руки вверх на носочках, руки за голову на пяточках, руки на пояс, высоко поднимая колени (кaк петушки, руки на пояс подскоки, бег семенящим шагом (короткие шаги, ходьба.

Упражнения с обручем

2. Исходное положение: стойка- ноги на ширине ступни, обруч внизу.

1 — обруч вперед;

2 — обруч на верх;

3 — обруч вперед;

4 — исходное положение (5-6 раз).

3. Исходное положение: стойка — ноги на ширине ступни, обруч в перёд.

1.-поворот в лево;

2- прямо;

3- поворот в право; 4

исходное положение (5-6 раз)

4. Исходное положение: стойка — ноги на ширине ступни, обруч поднять вверх

1 — наклон на лево;

2-прямо; 3- наклон на право;

4-исходное положение (5-6 раз)

5. Исходное положение: стойка — ноги на ширине плеч, обруч в руках

1.- наклон в перёд обручем достать до пола;

2 — исходное положение;

3-4 тоже самое. (5-6раз)

6. Исходное положение: стоя в обруче, руки на пояс.

1 — присесть, взять обруч двумя руками хватом с боков;

2 — встать, поднять обруч до пояса;

3 — присесть, положить обруч на пол;

4 — исходное положение (4-6 раз).

7. Исходное положение: стоя внутри обруча, руки произвольно. Прыжки на двух ногах из обруча в обруч влево и вправо.

Подвижные игры с обручем:

«Птицы в гнездышках»
Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. Для гнездышек используют большие обручи, положенные на пол. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» деть возвращаются на свои места.

«Найди свой домик»
Цель: Воспитывать внимание; закреплять умение различать цвета.

Описание: У детей в руках флажки четырех цветов (зеленые, желтые, красные,синий). В трех углах комнаты цветные обручи на полу. По сигналу «идите гулять» дети расходятся по площадке, по сигналу «найди свой цвет» бегут в обруч соответствующего цвета.

«Попади в круг»
Цель: упражнять детей в метании в горизонтальную цель двумя руками снизу.

Описание: Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча. В руках у детей мешочки с песком. По сигналу воспитателя «Бросай!» все дети бросают мешочки в круг. Затем воспитатель говорит: «Поднимите мешочки». Дети поднимают мешочки и становятся на место. Указания. Мешочек надо бросать обеими руками.

«Прокати в воротики»
Цель: учить детей катать мяч двумя руками друг другу.

Описание: Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4—6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики (дуга из обруча). Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота. Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).

«Пройди как мишка, проползи как мышка»
Цель: Совершенствовать у детей навыки ползания, побуждать их к этому движению, учить переползать препятствие, проползать под ним, не задевая;

Описание: Дети располагаются у одной стены комнаты. Инструктор ставит перед ними две дуги: первая дуга высотой 50 см, за нею на расстоянии 2-3 м вторая, высотой 30-35 см. Инструктор вызывает одного ребенка и предлагает ему пройти под первой дугой на четвереньках, как мишка, т. е. опираясь на ступни ног и на ладони. Под второй дугой – пробежать, как мышка (на ладонях и коленях, затем вернуться на свое место.

Самостоятельная деятельность

Кручение обруча на полу
Катание друг другу
Кручение обруча на руке.
Нетрадиционные игры :

«Радуга»
Цель: развивать умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед. Развивать ритмичность. Закреплять цвета.

Описание: Дети стоят друг за другом перед лентой. Педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь, выполняют соответствующие движения.

Ножки, ножки, бежали по дорожке. (бегут)

Бежали лесочком, прыгали по кочкам (прыгают на двух ногах вперед).

Прибежали на лужок,

Потеряли сапожок. (прыгают на двух ногах на месте, останавливаются)

Нашли сапожок.

Хождение по ленте приставным шагом к центру(обручу)

«Веселый лучик.»
Цель: Научить правильно прыгать, не наталкиваясь друг на друга. Развивать ловкость.

Описание:1. Дети становятся перед лентой, принимать исходное положение для прыжка. Прыгать по сигналу воспитателя.

2. Дети становятся друг за другом, под музыку идут с высоким подниманием колен меняя направление движения в зависимости от смены темпа музыки.

«Паучки»
Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук.

Развивать мелкую моторику рук детей, ловкость, внимание, быстроту, скоординированность движения пальцев и кистей рук, сосредоточенность.

Описание: Можно выполнять следующие задания:

а. «Намотай ленту» — закрепление мелкой моторики.

b. «Кто быстрее намотает»- развивать соперничество

«Паутина»
Цель: Развивать ловкость. Поддерживать радостное настроение.

Описание: Один ребенок держит обруч, второй пытается пролезть через «паутину» не запутавшись в ней.

«Веселый клоун»
Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, учить передавать эстафету.

Описание: Ребенок надевает «штаны клоуна» и бежит до кегли и возвращается назад, передает их следующему ребенку.

«Туннель»
Цель: учить детей ползать определенным способом (опираясь па колени и ладони, на ступни и ладони, не касаясь руками пола), не задевая препятствие.

Проведено спортивное развлечение «Веселый обруч» для закрепления навыков использования обруча в игре, поддержание радостного настроения детей.

Перспектива. Продолжать работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования; Продолжать оснащать физкультурный уголок оборудованием в соответствии с возрастом детей.