Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Автор: Васильева Вероника Сергеевна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Дебёсский детский сад №1»

Населенный пункт: с. Дебёсы, Удмуртская Республика

Тема: Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

«Береги здоровье смолоду» — это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными — задачи каждого дошкольного учреждения.

В настоящее время проблема профилактики в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения , где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

По ФГОС одним из основных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в нашем ДОУ мной и всеми педагогами детского сада используются такие виды здоровьесберегающих технологий:

1 Подвижные и спортивные игры – провожу на физкультурных занятиях , на свежем воздухе , на спортивных развлечениях, ( также проводят воспитатели на прогулке), с целью развития физических качеств ,умений и навыков, двигательной активности, укрепления здоровья детей.

2. Использую гимнастику для стоп с использованием массажных мячей , гимнастических палок, различных массажных дорожек), также применяю специальные комплексы упражнений способствующие формированию правильной осанки , с целью профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Мной была проведена работа над проектом : «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста посредством оздоровительной гимнастики».(2016-2018 г.г.), с целью укрепления здоровья детей, профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей. В ходе проекта инструктором проводились комплексы упражнений на укрепление мышц стопы, спины, живота, утренняя гимнастика с использованием массажных мячей, гимнастических палок, шишек, массажных дорожек. Также бодрящая гимнастика после дневного сна и подвижные игры на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.Контроль за формированием осанки в течение дня.Проведение бесед с детьми: Игра-беседа «Путешествие на остров здоровых ног», «Осанка-стройная спина!»

Проведение занятий по физкультуре по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.

Родительские собрания +мастер-класс и консультация для педагогов (где обсуждались такие вопросы: Причины возникновения нарушения осанки и плоскостопия у детей; Какая обувь нужна дошкольнику?; Как предупредить нарушение осанки и плоскостопие?; в игровой форме совместно с родителями выполняли упражнения с массажным мячом для стоп, самомассаж стоп, упражнения для осанки, игры. Также с помощью родителей были изготовлены массажные коврики и дорожки, различное нестандартное физкультурное оборудование: султанчики; «волшебные колечки» и т.д , необходимое для проведения физкультурно-оздоровительной работы.

3. Пальчиковую гимнастику –применяю на занятии или на утренней зарядке ,( воспитатели в течении дня) с целью улучшения координации движений и мелкой моторики, для развития мозговых центров речи. Гимнастика пальчиковая Способствует овладению навыкам мелкой моторики Помогает развивать речь Повышает работоспособность коры головного мозга Развивает психические способности: мышление, память, воображение Снимает тревожность.
4. Дыхательную гимнастику – применяю как в заключительной части, так и внутри занятия. Также на утренней зарядке.( воспитатели также применяют после сна). Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект; Дыхательная гимнастика Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани Улучшает дренажную функцию бронхов; — восстанавливает нарушенное носовое дыхание Способствует восстановлению нормального крово — и лимфоснабжения Повышает общую сопротивляемость организма
5. Релаксацию, которая необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяю в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей использую и внутри занятия; Релаксация Учит детей расслабляться Способствует концентрации внимания Помогает снять напряжение Снимает возбуждение

6.гимнастика после дневного сна с массажными дорожками , проводят воспитатели ежедневно

7.Гимнастика для глаз, использую на физкультурном занятии, педагоги используют на своих занятиях, данная гимнастика снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность.

8. Беседы о здоровье – включаю в занятия познавательный материал о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;
9. Самомассаж , массаж – провожу во время разминки или в конце занятий. Также на утренней зарядке. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка; Точечный массаж и самомассаж Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье Является профилактикой простудных заболеваний Повышает жизненный тонуса у детей Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

10.Проводим дни здоровья, спортивные досуги, ходим в походы. Также велась работа над проектом : «Поход как одна из форм оздоровления детей.»(2015-2016г.г.), с целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников, развития и укрепления органов дыхательной системы. В ходе проекта были организованны походы вокруг детского сада с преодолением препятствий для младших групп в разное время года , где родители сами продумывали весь сценарий похода; с детьми средних , старших и подготовительных групп были организованны походы на Карасмешку, на Сибирский тракт на лыжах и пешком.

10. Также проводятся в нашем детском саду такие закаливающие мероприятия:

Воздухом

-утренний приём детей на свежем воздухе

-утренняя зарядка

— режим проветривания

-прогулка

-облегчённая одежда детей

-воздушные ванны в сочетании с гимнастикой

-сон с доступом воздуха

-солнечные ванны

-хождение босиком

Водой
— мытьё ног перед сном

игры с водой
полоскание рта, ежедневно после приёма пищи, водой комнатной температуры

Ведется Коррекционная работа
Использование комплексов коррегирующей гимнастики медсестрой для коррекции нарушения осанки и плоскостопия.

В этом году с сентября по май веду работу над проектом: Фитбол-гимнастика, как одно из средств укрепления и сохранения здоровья ребенка», с целью оздоровления детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики; укрепление мышечного корсета; формирования у детей двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья. В ходе проекта была создана картотека комплексов упражнений на фитболе, которые применяются на занятиях физкультуры, был проведен масстер-класс для родителей , игры с фитбол-мячом, с целью просвещения родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата.

Применение в моей работе и работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, витаминизации повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у воспитанников и их родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.