Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»

Анализируя образование, которое получали советские и постсоветские школьники невольно возникает вопрос о том, почему при огромных возможностях современности, уровень образованности и грамотности подростков на порядок ниже. В век компьютерных технологий, молниеносного развития науки и техники не остается места для элементарных знаний. Бытовые мелочи, как, например, подпись поздравительной открытки вручную становятся для современных подростков целой проблемой. Наблюдая за процессом подготовки рукописной открытки, когда текст подбирается без помощи интернета, часто звучит вопрос: «А зачем? Можно же скачать? Кому это надо?»…Перестали быть значимыми элементарные ценности, подрастающему поколению все чаще нечего сказать от себя, в этом просто не видят необходимости. Заполнить элементарное заявление, написать объяснительную тоже вызывает бурю негативных эмоций: «Почему нужно от руки? Сбросьте на почту, я напечатаю! Как правильно написать? Зачем усложнять и тратить время?». Подростки просто не хотят делать то, для чего требуется поразмыслить, то, что чаще всего является простейшими элементами жизни.Выходить за рамки, развиваться самостоятельно, делать и узнавать больше, чем того требует педагог и родители стало просто неинтересно, скучно и не «модно».

После введения единого государственного экзамена, общество разделилось на «за» и «против». Если одни считают его абсолютно необоснованным, то другие, напротив, думают, что упрощают процедуру поступления в ВУЗы. Логика, конечно, в этом есть. Сдал один раз экзамены и все, поступил, все дороги открыты. Но, на самом деле, все не совсем так. По причине того, что методы оценки знаний очень поверхностны, непросто оценить реальные возможности и особенности учеников. После поступления начинается «реальная» учеба, где проводят не только тестирования. Приходится мыслить более широко, и зачастую, оказывается, что профессия, которая подошла по баллам, не отражает желаний и возможностей учащихся.Отсюда, все меньше специалистов занимают именно свое место. Преподаватель может делать объективные выводы только при живом общении с учеником, но вынуждены доносить информацию в «узком» варианте, главное пройти тестирование. Вместо развития подростки получают нервные срывы, которые отражаются на психологическом состоянии в целом. Процесс подготовки и сам экзамен — стрессовая ситуация для педагогов, самих учащихся и их родителей, с которой могут справляться лишь немногие.Стремление к тому, чтобы просто угадать правильные ответы, не задумываясь о содержании, вот смысл, тестирования. Сколько неудачных примеров, когда из-за волнения выбирают неверные ответы. А при живом общении с педагогом, всегда есть шанс поправить ошибку, подкорректировать недочет, или понять по выражению лица насколько ученик близок к правильному ответу. Все это заставляет разум работать, а интеллект развиваться, наряду с наблюдательностью и смекалкой.

Школа — фундамент образования, трамплин для успешной карьеры и счастливого будущего. Как важно вложить в каждого уверенность в себе, стремление к саморазвитию, любовь к живому общению, импровизации и понимание реальности. Для чего загонять в рамки подростков, которые, в большинстве своем, зависят от телефонов, планшетов и прочих «гаджетов»? Раскрыть талант в каждом и помочь определиться с будущей профессией- вот, что действительно важно!

Решетова Татьяна Николаевна