Альтернативные технологии в обучении.

Автор: Лапина Виктория Францевна

Образовательное учреждение: ГБОУ Колпинского района г. Санкт-Петербурга школа-интернат №10

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Использование альтернативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 16.04.2019

Каждый ребёнок, появившись на свет, учится быть человеком. Чтобы жить и творить, он должен иметь определённый багаж знаний.

Детям с ограниченными возможностями здоровья в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции в обществе. Поэтому образовательная система коррекционной школы ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса (создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности и положительная мотивация), создание условий для осмысленных действий учащихся, поощрение инициативы и самостоятельности.

Для того, чтобы дети быстрее и легче усвоили программный материал, на уроках я применяю кроме традиционных методов элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного моделирования и сказкотерапии.

Использование данных методов даёт возможность ребёнку проявить себя как личность, способствует социокультурному самоопределению, успешной социализации.

Элементы технологии имитационного моделирования и сказкотерапии я применяю в начале урока для привлечения внимания, в середине – для того, чтобы сменить вид деятельности и заинтересовать учащихся, и в конце урока – для закрепления пройденного материала.

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. И чем старше он становится, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается её поэзией. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка. Сопереживая, он интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так, что ребёнок сам понимает что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев он может сверять и свои собственные поступки. В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ- рассказчик закаляет душевные силы растущего человека.

Слушая сказки, ребёнок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно не казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные качества как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.

Кроме того сказки развивают воображение, учат фантазировать. А ведь детские фантазии- необходимое условие полноценного развития личности ребёнка. Залог его душевного благополучия.

Сказка не только учит и воспитывает, она ещё и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и русскими учёными. На сказках апробируются психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка.

Сказки легко внедряются в любые образовательные программы, не меняя их содержания. Такая форма проведения уроков наиболее эффективна для детей с особенностями в развитии. Она сглаживает и сокращает адаптационный период, а так же формирует учебную мотивацию.

Возьмём, к примеру, сказку “Лиса и кувшин”.

На уроках письма и развития речи дети с помощью учителя учатся образовывать относительные прилагательные.

– Кувшин из глины — значит он глиняный.
– Ложка из дерева — значит она деревянная.
– Банка из стекла — значит она стеклянная, и так далее.

В сказке “Смоляной бычок” школьники учатся образовывать притяжательные прилагательные.

– Кочан капусты, чей подарок?
– Заячий.
– Мешок орехов, чей подарок?
– Волчий.
– Улей мёду, чей подарок?
– Медвежий.

На уроках математики на материале русских народных сказок учащиеся сравнивают предметы по форме, цвету, величине, осваивают порядковый и количественный счёт. Развивается внимание, восприятие, память, мышление, мелкая моторика. Дети учатся составлять и решать задачи.

Познакомившись со сказкой “Пузырь, Соломинка и Лапоть”, дети сравнивают её персонажей с геометрическими фигурами. Лапоть похож на овал, Пузырь – на круг, а Соломинка – на прямую линию. Задаю учащимся следующие вопросы:

– Пузырь толстый, а Соломинка, какая?
– Соломинка высокая, а Лапоть, какой?
– Пузырь лёгкий, а Лапоть, какой?

С помощью персонажей сказки “Гуси-Лебеди” дети так же учатся ориентироваться в пространстве.

– Кто стоит крайний слева, а кто крайний справа?
– Кто стоит между мамой и Машей?
– Кто стоит между Ваней и папой?
– Кто ниже всех?
– Кто выше всех?

С помощью счётных палочек учащиеся выкладывают домик, гусей и лавочку у себя на парте, перенеся изображение с образца на доске.

Необходимым условием является подсчёт палочек. Например: для одного гуся понадобится три счётные палочки, для лавочки – четыре. Сколько палочек понадобится для домика? (10). Гуси в погоне за Машей несколько раз меняют направление.

– Полетели гуси вправо от домика, летели- летели – нет Маши с Ваней. Поднялись гуси высоко над облаками, смотрят сверху – нет Маши с Ваней, опустились низко – тоже не увидели беглецов и полетели назад.

– В какую сторону полетели гуси? (Влево).

Таким образом, происходит формирование восприятия у учащихся, умения ориентироваться как в пространстве, так и на листе бумаги.

Для того чтобы научиться соотносить количество и цифру, учащиеся считают гусей и количество яблок, упавших на землю, находят нужную цифру и обводят её. При этом развивается зрительное восприятие и мелкая моторика.

Сказка “Смоляной бычок” помогает научить детей сравнивать предметы по длине, ширине, цвету. Они выбирают ленточку для Танюшки по моему предложению.

– Найдите самую длинную ленточку, какого она цвета?
– Выберите самую широкую ленточку…и т.д.

Человеку с детства свойственно играть. Игра является естественным способом выражения его мыслей и чувств. Становясь взрослым, каждый из нас выстраивает отношения с окружающими, внося в них какой-либо элемент своей собственной детской игры, проявляя свою индивидуальность и, таким образом, влияя на общие социальные отношения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает образная память, что затрудняет воспроизведение изученного материала, поэтому я использую разнообразные игры с образными графическими и звуковыми ассоциациями. Эти игры дают возможность детям освоить многие премудрости русской орфографии, дополняя классические правила новыми находками. Я целенаправленно использую мнемотехнические приёмы, помогающие учащимся преодолеть трудности в освоении учебного материала.

По моим наблюдениям информация, подкреплённая эмоциями, фиксируется в памяти лучше.

В своей работе я широко использую такие дидактические материалы как Блоки Дьенеша, Кубики Никитина, Цветные счётные палочки Кюизенера. На уроках математики при помощи данных пособий дети учатся определять геометрическую фигуру, её цвет, размер, толщину. Схематично изображать на листе бумаги, по схеме находить определённую фигуру. Таким образом, развивается тактильно – зрительная память и умение работать по схеме. Счётные палочки Х. Кюизенера позволяют одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, учащиеся подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Кубики Никитина помогают развивать мышление, внимание, память.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игровых заданий, которые я использую в своей работе.

Игровые задания
на коррекцию и развитие зрительного восприятия

1.Подбери заплатку.
– нужно найти подходящую по форме, цвету и рисунку геометрическую фигуру, провести к ней линию.

2. Письма Печкина.
– дети считают письма и зачеркивают столько кружочков, сколько писем должен разнести почтальон Печкин.

3. Рыбки в аквариуме.
– учащиеся находят двух одинаковых рыбок и соединяют их линиями.

Для развития дифференцированного и осмысленного слухового восприятия провожу релаксационные паузы на уроках в виде следующих игр и упражнений.

1. Кто, что слышит?
– учащиеся закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Рассказывают об их источнике, описывают свои ощущения, представления.

2. Кто, что делает?
– учащиеся с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам и стукам определяют действия, производимые учителем или одноклассником (листает книгу, пишет мелом на доске, переливает воду, роняет на пол линейку и т.д.)

3. Кто тебя позвал? Или “Угадай, чей голосок”.

Игровые задания
на формирование умений ориентировки в пространстве

1. Веселые человечки.
– дети повторяют разные движения человечков, изображённых на карточках. Можно проводить в виде физминутки.

2. Куда пойдешь и что найдешь?
– Учитель прячет в классе в разных местах натуральные предметы или их изображения. Ученику предлагается выполнить ряд действий по их поиску, например:

Вперед пойдешь – машину найдешь,
Вправо пойдешь – самолет найдешь,
Влево пойдешь – корабль найдешь,
Назад пойдешь – паровоз найдешь.
Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?

3. Найди спрятанный предмет.
– задание: сделай шаг вперед, два шага влево, шаг назад и т.д. до определения места спрятанного предмета.

К наиболее сложным, но необходимым приемам в обучении школьников с нарушением интеллекта относятся такие методы как сравнение, обобщение, группировку материала по определенным признакам, возможно применение простых ребусов.

Театрализация
как один из приёмов развития ключевых компетенций

Театрализация способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание роли способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, выразительности речи, что в конечном итоге формирует у учащихся ключевые компетенции.

Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребёнок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, получать положительные эмоции, испытывать ситуацию успеха. Инсценирование сказок очень увлекает детей. Они стараются быстрее запомнить слова персонажей, часто импровизируют, обыгрывая ту или иную сценку. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа сказки повышает самооценку детей.

Использование традиционных и альтернативных технологий на уроках и внеурочной деятельности в коррекционной школе многогранно и безгранично.