Детские страхи. Способы борьбы.

Автор: Витковская Ольга Сергеевна

Образовательное учреждение: ГБДОУ д/с 89 Приморского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Детские страхи. Способы борьбы.

Раздел библиотеки: Статьи

Страх – отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.).

А что такое детские страхи? Это повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей и попытка обратить на себя внимание взрослых? Понять причины детских страхов – значит помочь ребенку избавиться от них.

Когда возникают детские страхи?

Детские страхи возникают в случаях психотравмирующих ситуаций (испуг, болезнь, конфликты, неудачи, но гораздо более распространены так называемые внушённые страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно «заражают» ребёнка страхом («Не бери – обожжёшься», «Не гладь – укусит» и т. д.). Чем чаще мы пугаем без нужды, тем больше развиваются неуверенность ребёнка в себе и чувство тревожности.

Какие дети чаще всего подвержены страхам?

— Дети чересчур беспокойных родителей (разговоры при ребёнке о смерти, несчастьях, болезнях, убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике).

— Дети чересчур честолюбивых, с болезненно обострённым чувством долга, излишне требовательных родителей, которых вечно не устраивает характер, темперамент, поступки ребёнка. Они беспокоятся о возможных несчастьях, которые могут произойти с ребёнком, стараются заранее предопределить его судьбу, вынуждают ребёнка находиться в постоянном страхе: «А вдруг я делаю что – то не так, а вдруг я разочарую маму и утрачу её любовь?»

— Чувствительные дети, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями.

— Дети, в чьих семьях частенько возникают конфликты, особенно по поводу воспитания.

Существует ли взаимосвязь между воображением ребёнка и страхами?

С воображением связаны «кризисные» страхи.

В 2 года ребёнок вполне может удариться в рёв, услышав впервые шум кофемолки или звуковой сигнал сирены; срабатывает инстинкт самосохранения. Плачем, он привлекает внимание родителей к дискомфорту, учась различать опасные и безопасные новшества, вторгающиеся в его жизнь.

Страхи 3-х летнего ребёнка иного рода. Они могут возникать после прочитанной сказки или от темноты и надолго поселяться в его душе, отражаясь и на его поведении. Его воображение создаёт причудливые образы «страшного», и справиться он с ними не может. Механизмы рождения страхов у трёхлетних детей изучены очень слабо. Как правило, при благополучном течении кризиса они не особенно напрягают малыша, но при отягощённом могут стать очень серьёзной проблемой. Довольно навязчивые страхи — признак невротизации личности, и ребёнка надо срочно показать специалисту. Но с большей частью детских страхов можно справиться самостоятельно. И прежде всего, не следует убеждать малыша, что бояться ему нечего или, что бояться стыдно. От уговоров страхи не проходят, но добавляется чувство вины, и ситуация может осложниться. Поэтому нужно признать право бояться и помочь ребёнку бороться со страхами, мобилизовав всю свою изобретательность.

Одному трёхлетнему малышу помогла «волшебная шпага» — очищенный от коры ивовый прутик, который родители клали около его кроватки.

Другой малыш с помощью мамы «варил» зелье против привидений – в кружку насыпались самые горькие и невкусные продукты.

Всё это может показаться смешным, но у малыша возникает чувство защищённости и страхи уже нестрашны ему.

Способы борьбы со страхом:

— Рисование дает возможность быть самим собой, здесь нет места страху и бессилию (можно отрубить голову дракону, запереть Кощея в клетку, сделать Бабу-Ягу доброй, нарисовав ей улыбку).

— Игра – ролевое проигрывание ситуации (в игре ребенок не может быть проигравшим, фантазирование, сочинение историй, например, как темнота помогла укрыться герою от врагов, как доктор спас больного и др. сочинение таких историй является аналогом игры.

— Тактика поведения родителей: не заострять внимание на страхе, не стыдить ребенка, не смеяться над ним, а наоборот – одобрять, хвалить за каждое проявление смелости, воли. Тем самым повысится самооценка ребенка.

Что препятствует избавлению детей от страха?

— Неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.

— Отрицательные эмоции – гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают самого человека (его психику, здоровье, его взаимоотношения с другими людьми.

Самое лучшее лекарство — ваша любовь, теплота, участие, внимание к страхам своего ребенка, совместный поиск решения возникшей проблемы, поддержка малыша. Ни в коем случае не отмахивайтесь от просьб крохи, не закрывайте глаза, говоря: «Это ерунда! Проблемы нет, ты все придумал!». И уж точно ругать, бороться методом от противного в данном случае нельзя. Большую часть страхов можно преодолеть совместно, без помощи специалистов. Особенно это касается возрастных страхов. Тут достаточно переключить внимание и вовлечь его в игру, направленную на избавление от боязни чего-либо, чтобы малыш «переключился» и со временем поборол свою боязнь.