Формирование читательской деятельности.

Автор: Васильева Елена Сергеевна

Образовательное учреждение: ГБОУ школа-интернат 1 им. К.К. Грота

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями.

Раздел библиотеки: Статьи

Аннотация:

Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Сочетая непосредственное восприятие изучаемых объектов реальной действительности с чтением относящихся к ним текстов, учитель добивается перевода мышления учащихся со ступени чувственного опыта на более высокую ступень обобщенного познания. Это особенно важно для детей с нарушением интеллекта, т.к. они с большим трудом овладевают словесной системой мышления. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи учащихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. Кроме того, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные качества, психика обогащается сильными и глубокими переживаниями.

Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.

Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у младших школьников со зрительной патологией и интеллектуальными нарушениями достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте:

медленно запоминают буквы;
смешивают сходные по начертанию графемы;
недостаточно быстро соотносят звук с буквой;
длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое;
искажают звуковой состав слов;
испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком.

Рассмотрим причины нарушений в обучении первоначальным навыкам чтения:

Нарушение фонематического слуха у ребенка;
Нарушение зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
Затруднение моторики глаза (прослеживающей функции глаза), перевода с одной буквы или строчки на другую;
Нарушение познавательной активности.
У школьников с нарушенным зрением и с интеллектуальной недостаточностью необходимо развивать навык чтения, соблюдая следующие условия:

Подобирать систему упражнений, которая активизирует внимание учеников, помогает с легкостью понять прочитанное (создание ситуации успеха);
В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного выразительного чтения;
Учитывать индивидуальные особенности детей (степень и характер зрительной и интеллектуальной патологии).
В настоящее время существует множество упражнений по формированию читательской деятельности, однако не все они могут быть применены в работе с данной категорией детей. Детям с нарушенным зрением и умственной отсталостью упражнения должны предлагаться преимущественно в игровой форме.

На своих уроках мы используем следующие игры и упражнения по развитию речи, как одного из приёмов формирования читательской деятельности:

Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным, к транспортным средствам;
Различение парных картинок, отличающихся по внешним признакам;
Различение картинок животных, птиц и их детенышей;
Понимание действий и признаков предметов;
Различение цвета, формы и величины предметов;
Выделение одной игрушки из нескольких;
Развитие конструктивного праксиса;
Закрепление усвоенных ранее артикуляционных движений;
Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.
Перечень примерных упражнений

— Развитие мелкой моторики:

«Петушок»

Идет петушок (указательный и средний пальцы идут по столу, как ножки.)

На бок гребешок (указательный палец касается большого — получается «клюв». Остальные пальцы округлены веером и подняты вверх- это «гребешок»).

Красная бородушка (потереть пальцы обеих рук друг о друга),

Масляна головушка (потереть большие пальцы обеих рук об остальные).

— Упражнение на развитие дыхания:

Игра «Помоги утенку догнать маму-утку». (бумажное пособие для развития дыхания «Утка с утенком»).

— Развитие артикуляционной моторики:

«На птичьем дворе»

Летом Таня была у бабушки в деревне. Там она увидела много домашних птиц. Утром ее будил голосистый петух (произнести «кукареку»). Кричат уточки с утра – кря-кря-кря, кря- кря-кря. (улыбнуться и произнести звукоподражание). Следом курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко. (вытянуть губы трубочкой и произнести звукоподражание). Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га.(произнести звукоподражание, широко раскрывая рот). А индюк всех распугал: бал-бал-бал, бал-бал-бал (болтушка). А вот выбежали цыплятки — малые ребятки, ротик открывают, а как клевать — не знают (открывать и закрывать рот). Давай покажем цыплятам, как клевать. (вытянуть губы трубочкой и указательными пальцами сдавить их слева и справа к центру).

— Развитие понимания речи:

Игра «Кто мама?» — учить различать и показывать: утка — утенок и т.д.

— Развитие речевого подражания:

Отгадывание загадок.

Он носом в землю постучит.

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный.

Крикун неугомонный (петух).

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает (курица)

— Развитие слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1 «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О и т.д.).

Задание №2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д.

Задание №3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д.

Упражнение №2. «Хлоп-хлоп» (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С ( В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши».

Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб и т.д.

2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Упражнение №3. «Играем со словом» (обучение звуковому облику слова).

Задание №1. «Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д.».

Задание №2. «Назови, какой звук первый / последний в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».

Задание №3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.

— Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение 1 . «Игра в слова».

Задание №1. «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты и т.п.).

Задание №2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать. Метель — метет, а гром — …, ветер — … » и т.д..

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?» Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Упражнение 2. «Признак».

Задание №1 «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

Железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.

Задание №2. «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка и т.д.).

Задание №3. «Сравни: по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко; по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу; по прочности — веревку и нитку, камень и глину; по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей; по высоте — куст и дерево, гору и холм».

Упражнение 3. «Угадайка».

Задание № 4:

«Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит —
Сядет и укусит.
(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал —
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это».

Задание № 5.»Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий; Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий; Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение 4. «Один и много» (изменение слов по числам).

Задание №1.»Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «карандаши». Стул, ухо; ребенок, человек, стекло; имя, весна и т.д.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №1. «Кто? Что?» (составление предложений по разным моделям).

Задание: «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что? Например: Кошка лакает молоко»‘.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение № 2. «Закончи предложение».

Задание: «Попробуй угадать конец фразы».

Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… . и т.д.

Упражнение № 3 «Добавь слова» (распространение предложений).

Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например, «мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Девочка кормит собаку. На небе гремит гром.

Упражнение № 4. «Составь фразу» (образование предложений из слов).

Задание №1.»Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст»

Задание №2. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение № 5. «Пропавшие слова».

Задание: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие «.

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение № 6. «Объясни».

Задание: «Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни».

Упражнение № 7. «Где начало рассказа?»

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок

развитие речи у детей Упражнения для развития речи сюжетные картинки для развития речиразвитие речи у детейУпражнения для развития речисюжетные картинки для развития речиразвитие речи у детей

Задание: «Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она».

Упражнение № 8. «Рассказ по картинке».

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

— О чем эта картинка?
— Кто главный герой?
— Что происходит?
— Какие герои нарисованы на картинке?
— Какой у них характер?
— Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Следует отметить, что вся работа по формированию навыка чтения и коррекции должна вестись в комплексе, чтобы был результат. Необходимо непрерывно вести работу с родителями по содействию учителю в формировании навыка чтения. До родителей необходимо донести, что в семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Домашние тренировки в чтении проводить порциями по несколько минут, постоянно увеличивая время чтения.

Список литературы

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 316 с.

2. Комарова С. В. Принципы организации уроков развития устной речи в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида / С. В. Комарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –

3.Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. — №4.

4.Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б. Иншакова.– М.: Педагогика, 2000.