Формирование чувства цвета у дошкольников.

Автор: Е.В. Федорова

Образовательное учреждение: ГБДОУ № 30

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Формирование чувства цвета у дошкольников.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 30.03.2019

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Цвет —одна из первых характеристик, которую различают дети. Цвет, наряду со звуком, является языком природы, языком чувств, и, как ничто другое, насыщает детское восприятие.

Знакомство с цветом помогает ребёнку полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, играет важную роль в эстетическом и сенсорном развитии. В свою очередь, эстетическое и сенсорное развитие становится базой для развития художественных способностей.

Развитие чувства цвета- узкая область в сенсорном воспитании детей, однако, необыкновенно значимая. Формируя и развивая у ребенка восприятие бесконечного множества цветов в природе, мы развиваем вслед за восприятием память, мышление, воображение, речь.

Впервые специальному исследованию цвета в дошкольной педагогике была посвящена работа Е.А. Флериной «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста». Было установлено, что на первых этапах работы детей с изобразительными материалами каждый новый цвет краски воспринимается ими как большая эстетическая ценность. Но, научившись смешивать краски и получать новые оттенки и цвета, ребенок уже не может и не желает ограничиваться одним цветом, а тяготеет к их разнообразию.

Е.А. Флерина подчеркивала, что педагоги при обучении дошкольников обязательно должны учитывать эмоциональный характер цветового решения. Ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния (красная елка, потому что праздничная, красивая).

В своих работах по сенсорному воспитанию Е.А. Флерина выделила такую особенность детского восприятия, которая заключается в том, что дети в окружающем мире воспринимают, в первую очередь, цвет и только потом форму. Цвет непосредственно привлекает ребенка.

Признавая большое значение цвета для ребенка, необходимо обогащать его представления, развивать чувство цвета в процессе обучения изобразительной деятельности, в обыденной жизни ребенка.

Крупный ученый и исследователь детского творчества Н.П. Сакулина в своих работах также освещает вопрос эмоционального восприятия цвета рисунка. «Педагогическая задача заключается в том, – пишет Н.П. Сакулина, – чтобы все полнее раскрыть перед детьми многоцветность окружающей их действительности, учить видеть эту много цветность, понимать и любить красоту в жизни».

В полной мере эту возможность нам дает использование Городецкой росписи для развития чувства цвета старших дошкольников. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому они очень легко воспринимаются детьми. Важно выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается маленькими детьми.

Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания. Богатая палитра росписи не имеет предела, хотя при этом изделия Городецких мастеров отличаются огромной культурой цвета.

Для работы по формированию чувства цвета при знакомстве с Городецкой росписью мы использовали следующие методы и приёмы:

1. Наглядные методы и приёмы: показ предмета, показ образца, показ способа действия, наблюдение, сравнение объектов, выявление характерной цветовой гаммы.

2. Словесные методы и приемы: использование художественного слова, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, слова-названия цвета, развернутая словесная оценка, поощрение.

3. Практические и игровые методы и приёмы: элементы сюрпризности, обследование предмета, сопряженные (совместные) действия, игры.

4. Изобразительная деятельность: смешивание красок на палитре для получения нужных оттенков, рисование простых элементов, рисование сложных элементов, создание самостоятельной композиции по заданной теме.

Учитывая все это, можно сделать вывод, что эффективность формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста достигается при создании системы работы. Наиболее успешна в этом плане проектная деятельность, включающая специально разработанную последовательность занятий, направленных на развитие чувства цвета в разных видах изобразительной деятельности. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми, использование дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время, в том числе и созданных вместе с детьми, экспериментальная деятельность, рассматривание иллюстраций и репродукций, эстетическое оформление среды, использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения, просветительская работа с семьями воспитанников – вот те средства, которые помогут в работе.

Своей проект мы назвали «Городецкая ярмарка».

Важнейшим условием результативности формирования чувства цвета у детей выступает готовность педагога к этому виду деятельности. Приобретая опыт видения многоцветия мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения.

Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. И в дальнейшем, в процессе обучения в школе, восприятие будет совершенствоваться, оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством.

Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов, сформировать устойчивый зрительный образ цвета и подарить им радость от созерцания красоты окружающего мира. Что может быть прекрасней?!

Список использованной литературы

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации №Развитие образования» на 2013-2020 годы»
Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству/ Н. Алексахин // Дошкольное воспитание, 1998. — № 3. — С. 23-27.
Венгер Л.А., Венев И. Д. // Развитие восприятия цвета в дошкольном возрасте 2006. — 64 с.
Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности // Воспитатель, 2008 — №12, — С. 56-60.
Железняков В. Цвет и контраст. — М.: ВГИК, 2000. — 157 с.
Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. — М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
Мальцева Р.А. Изостудия в детском саду/ Р.А. Мальцева // Воспитатель, 2008 — №3, — С.76-79.
Моисеева Л.А. Мир искусства/ Л.А. Моисеева // Воспитатель, 2008 — №9, — С. 84-85.
Русакова Т. Г. Комплекс педагогических методов и приемов формирования основ цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. — 168 с.