Этика педагогического общения: педагог-родитель.

Автор: Шарко Светлана Владимировна

Образовательное учреждение: ГБОУ гимназия 402 Колпинского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Этика педагогического общения: педагог-родитель.

Раздел библиотеки: Статьи

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В тоже время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности.

Школа может создать творческий союз с семьей и существенно повлиять на воспитание подрастающего поколения, поскольку у педагогов и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети. То есть, родители станут связующим звеном между детьми и школой и без их помощи, поддержки, понимания, терпения школа будет бессильна. Но контакт взаимодействия семьи и школы не может возникнуть стихийно, сам по себе. И семья, и школа должны целенаправленно создавать такой альянс.

Установление позитивных отношений с родителями

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?

Поднимать авторитет семьи;
Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
Учитывать интересы родителей;
Опираться на жизненный опыт родителей;
Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;
Верить, что любая семья имеет сильные стороны
Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют информацию об успехах детей, уровень заинтересованности учителей в успехах учащихся, позитивный, комфортный психологический климат в школе и усилия всех педагогических работников школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями. Нужно изучать запрос родителей, в результате которого учителя и администрация школ могут понять, все ли они делают для привлечения родителей в школьное сообщество:

Факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:

ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);
отсутствие опыта группового взаимодействия;
закрытость родителей;
завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.
Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” — отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” — демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” — долженствование и др.

Многие учителя, особенно начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.

Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя — профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание — потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо; сам не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо? Я думаю, что у неопытного педагога актуализируется своеобразная мифология, связанная с профессиональной деятельностью. А мифы отличаются от реальности и могут поддерживать и усиливать тревогу, неуверенность. Попробуем в этом разобраться.

Миф 1. Родители знают достаточно много, и вряд ли я смогу сказать им что-то новое.

Многие причинно-следственные связи не очевидны для родителей, многое позволяет родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия с детьми в более конструктивную сторону.

Миф 2. У другого учителя (более опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось, все родители были бы заинтересованы темой собрания и хотели бы встретиться вновь.

Безусловно, опыт практической работы, уровень сформированности коммуникативных умений, наличие навыка публичных выступлений, личностные особенности играют роль при выступлении на родительских собраниях. В то же время каждому приходится сталкиваться с недоверием, напряженностью, невысокой мотивацией, сопротивлением родителей, когда их ставят перед необходимостью слушать выступающего.

Учитель не может отвечать за то, что все уйдут с собрания с чувством глубокого удовлетворения и благодарностью. Это миф, а реальность в том, что если часть родителей найдет для себя что-то полезное в обсуждаемой теме, захочет и сможет прийти на собрание еще раз – это хороший результат использования такой формы как родительские встречи-собрания.

Миф 3. Если я не смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я недостаточно компетентен.

Трудно найти человека, который знает ответы на все вопросы. Если воспринимать все вопросы родителей не как экспертизу на профпригодность, а как ориентир для дальнейшего развития, то сама ситуация собрания – это ситуация взаимного обмена. Учитель имеет право сказать, что не готов дать ответ на вопрос в данный момент, он обдумает вопрос и подготовится к ответу. Это нисколько не умаляет квалификации педагога, а скорее свидетельствует о его серьезном профессиональном подходе к обсуждаемой теме.

Отделив реальность от мифов, вы сможете обрести большую уверенность и спокойствие на предстоящей встрече с родителями.

Однако необходимо учесть следующее: во первых чтобы учитель не попал под влияние родителей, а такое, к сожалению, случается в педагогической практике. Так, если родитель обвиняет школу и учителя, то учитель, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою «невиновность» в том, что ребенок плохо учится и нарушает дисциплину. В другом случае он может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Или если родитель проявляет беспомощность, то учитель, жалея его, стремится успокоить, обещает как-то помочь.

Главное же – в том, что в обоих случаях не происходит содержательного взаимодействия родителя и учителя. А проблемы ученика, будь то плохая успеваемость или нарушение дисциплины, остаются нерешенными.

Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который пытается найти ответы даже на самые трудные вопросы, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

В связи с этим мы считаем, что одним из шагов к успеху в работе с родителями является открытие в образовательных учреждениях Школы классных руководителей, где основными формами работы станут: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться: в 21 веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями.

Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.

Очень важно показать родителям свою заинтересованность и доброжелательность по отношению к их ребенку. Психологами замечено, что позитивный психологический контакт в общении с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ученика, симпатизирует ему. Согласитесь, что добрые, хорошие начала существуют в любом ребенке, даже в самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины и заядлом двоечнике. Ведь недисциплинированно часто ведут себя активные, инициативные и самостоятельные ребята, склонные к лидерству. Низкую же успеваемость проявляют зачастую либо те, кто имеет развитые интересы вне школы, либо те, у которых плохо организовано обучение.

Когда родитель видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что тот по-настоящему заботится о благополучии его ребенка, он перестает прибегать к «психологической защите» и готов к сотрудничеству.

Поэтому психологи призывают вас, уважаемые учителя: верьте в силу воспитания, не отказывайте ребенку в вашем заботливом профессиональном внимании, доверяйте ему, любите его! Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Ваша работа с родителями прошла успешно, если:

во-первых, вам удалось избежать противостояния и отчуждения с ними;
во-вторых, если вы смогли удержаться сами или удержать родителей от взаимных упреков и обвинений;
в-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку;
в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся у ребенка проблемы в обучении и воспитании.
И тогда с полным основанием вы сможете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями при условии, что сумеете объединиться с ними против вашего «общего врага» – проблемы ребенка – и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.

Этика взаимоотношений

Важно понять, что психологические особенности учителя: его характер, темперамент, интеллектуальный уровень, тип мышления, скорость психологических процессов, взгляды, ценности, убеждения, — в значительно меньшей степени влияют на качество его профессиональной жизни, чем уровень осознанности и рефлексии, способность к самоисследованию и внутренняя честность.

В психотерапии есть правило (особенно в цивилизованных странах): тебя допускают до работы с другими людьми только при условии, что ты сам провел в роли клиента определенное количество часов. То есть у тебя была возможность не только прочувствовать процесс психотерапии на себе, но и появилась уверенность, что твои собственные процессы, мотивы, особенности теперь исследованы и осознаны. Как жаль, что для учителей нет подобных тренингов. Хотя элементарная привычка к саморефлексии совершенно необходима для учительской деятельности.

Ведь педагогика — это наука о взаимовлиянии наряду с психологией и другими профессиями, где основное время приходится на непосредственный контакт с другим человеком. Воздействие одного человека на другого, а вовсе не передача информации, вот что главным образом происходит в школе. Причем влияют не только учителя на учеников, но и наоборот. Ответственность каждого в этом процессе — осознавать степень и характер своего влияния.

Находясь в контакте с ребенком, каждый человек, не только учитель, всегда ненамеренно актуализирует в себе некоторый прежний опыт. Во-первых, это опыт собственного детства.

Каким вы были ребенком, чего боялись, что любили, сколько свободы и любви вам было предоставлено, чего недоставало — все это непременно отразится на контакте с другим ребенком. Необязательно плохо, но как-то отразится. Все дело в осознавании этого «как-то».

Кроме того, совершенно неизбежно в вас актуализируется и родительский опыт, модели воспитания, которые применяли ваши родители, и те модели, которые используете вы в воспитании собственных детей. Это также непременно отразится на построении ваших взаимоотношений с ребенком. Присовокупите сюда ваш травматический опыт, полученный в каком угодно возрасте и в любой ситуации: насилия, унижения, неудачи, потери, нереализованности в чем-то. А также добавьте ваши тревоги, страхи, низкую самооценку, неуверенность в себе, и вы поймете, в какой огромной мере ваш контакт с ребенком определяется не вашим свободным выбором, а неосознанными фантомами прошлого.

Важно понимать, что особенности нашего детства и нашей дальнейшей жизни будут напрямую задавать мотивацию в работе с ребенком. В детстве страдали от проявлений жесткой структуры: требовательной матери, сурового отца, строгойшколы, — у вас может появиться неосознанное желание реализовать собственный комплекс власти на детях. Либо, наоборот, вы, помня о том, как нелегко находиться под жестким давлением, своим ученикам будете давать слишком много свободы, которая запросто превращается в хаос. Вам запрещалось в юношестве любое проявление женственности, — вы можете испытывать неосознанное, но сильное раздражение к ученицам, чья женственность очевидна. Вас «гоняли» за кавардак, атеперь неаккуратная тетрадь или творческий беспорядок на парте регулярно вызывает в вас волну отрицательных эмоций.

Есть учителя, реализующие самые разные мотивации: делиться накопленным опытом, увлекать личным интересом, выполнять собственное предназначение, неплохо зарабатывать, иметь длительный отпуск, получать любовь и признание, управлять чужими судьбами, уйти от неудач в личной жизни и еще много-много других. Мы убеждены, что любая мотивация хороша, если она не злонамеренна, если она осознанна и отделена от задач, которые стоят перед вами как перед учителем своих учеников. Потому что для процесса влияния нет ничего хуже, когда вы убеждены сами и убеждаете других, что делаете все ради них, а по-настоящему это нужно только вам.

Ответьте честно себе на несколько вопросов. Почему вы в школе? Почему вы именно в этой школе? Этим вы больше всего хотели заниматься? Для чего вы стали учителем (директором, завучем, психологом)?

Сложите все ваши мотивации, на которые вы, безусловно, имеете право, в одну кучку, а теперь поочередно доставайте их оттуда и рассматривайте, сопоставимы ли они с обучающим процессом и школьными задачами. Например, если вы любите строгий порядок во всем, это наверняка принесет много пользы в вашей работе. Но школа не может держаться на одном порядке, потому что он убивает все живое. Значит, вам нужно реализовывать свое пристрастие где-то в другом месте, а в классе с пониманием относиться к неизбежным явлениям периодического хаоса или творческого бардака.

Или, например, вы с детства привыкли брать на себя ответственность за все вокруг. Быть ответственным — совсем не плохое качество для учителя, если вы не продолжаете по привычке отвечать теперь уже и за своих учеников, взращивая в них предельную инфантильность. И не потому, что они балбесы и лодыри, а потому, что это закон: тот, у кого вы забираете чувство ответственности рано или поздно совершенно забывает о нем. Значит, вам, как учителю, важно осознать свою привычку — брать все на себя, по возможности найти и проработать ее истоки. В дальнейшем же развивать чувство ответственности в детях, а не растить из них потребителей и инфантильных пользователей.

И так далее. Все не так уж сложно. Но учителей, отважившихся на подобное исследование, — единицы. Во-первых, потому что в нашей психике есть простой закон: если с чем-то нам неприятно сталкиваться на пути осознания себя, то включается защитный механизм сопротивления, который помогает избежать неприятных осознаваний. Во-вторых, собственный взгляд на себя самого весьма «замылен» и часто состоит из устоявшихся заблуждений, устаревших впечатлений, давно приклеенных ярлыков, поэтому необходим кто-то другой, чтобы дать объективную оценку. В-третьих, учителю иногда сложнее, чем кому-либо, признаваться в своих слабостях, ошибках, «белых пятнах», «черных дырах», ему может мешать невозможность оставить хотя бы на время собственную экспертную позицию, страх потерять авторитет, лишиться уверенности в самом себе.

Но на самом деле, чем лучше мы знаем себя, тем больше у нас психологических ресурсов. Тем больше возможностей быть глубокой, цельной, адекватной личностью. Тем активнее, свободнее и интереснее мы живем.

По большому счету не важно, как и что ты преподаешь, важно, кто ты, какой ты, что представляешь собой, что несешь, заходя в класс, где детские головы и сердца уже готовы впитать всего тебя как образец их будущей жизни. Они провоцируют тебя на то, чтобы отдать им все, что у тебя есть, поделиться всем, что знаешь, посвятить им свою жизнь. Но, тем не менее очень важно, что учитель — это не вся жизнь, это просто роль, профессия. Учитель — это не весь ты. Ведь за пределами школы у тебя есть еще большая и важная часть жизни. И от того, какая она, тоже зависит твой профессионализм.

Учитель, под чьим началом находится зачастую более тридцати детей, должен обладать, совершенно незаурядными способностями:

терпением ангела;

харизмой президента развивающегося африканского государства;

стратегическими способностями великого полководца;

обаянием популярного телеведущего;

добротой и вниманием Матери Терезы;

а также мудростью и справедливостью царя Соломона.

Иначе никто не получит удовольствия от процесса. Все будут страдать: и дети, и учитель будут отрабатывать школьные часы как тяжкую трудовую повинность. К счастью, хорошие учителя в нашей стране есть, несмотря ни на что.

Психолог Н.В. Самоукина в своей книге «Практический психолог в школе», дает рекомендации, которые помогут учителю установить доверительный контакт с родителями. С самого начала общения с родителями ученика не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора, будьте психологически отстранены от нее, выдерживайте нейтралитет. Молча выслушайте, с чем пришел к вам родитель, оставаясь спокойным и уверенным в себе. Поддержите родителя нейтральными фразами, такими, например, как «Успокойтесь», «Я вас слушаю», «Я вас понимаю».

Почувствовав нейтральную позицию учителя, родитель станет более спокоен, и в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному и содержательному диалогу с учителем.

Но возникает следующий вопрос: как организовать равноправное сотрудничество педагога с родителем?

Чтобы избежать противостояния с любым родителем и при этом активно включить его в процесс воспитательной коррекции, учителю необходимо понимать и принимать чувства отца и матери своего ученика и именно в них найти реальную опору при построении совместной помощи ребенку. Не оттолкнуть пришедших в школу родителей, а проявить сдержанную доброжелательность и открытость – вот первый шаг навстречу сотрудничеству.

Кроме того, необходимо развивать в себе профессиональное стремление к равной позиции с родителями. Ведь объединение усилий учителя и родителей школьника возможно при взаимном признании равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель.

Людям нравится ощущать собственную значимость. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить родителям их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Укрепите уверенность родителя в самом себе, выявите его возможности достижения успеха в воспитании ребенка.

Правила общения с родителями

Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.

Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.

Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.

Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.

При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника (полка для книг, стол для приготовления уроков и.т.д.)

Чаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.

К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.

При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.

Помни, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка, — проявление неуважения к родителю.