Автор: Матюхина Марина Геннадьевна
Образовательное учреждение: ГБОУ школа №523
Населенный пункт: г. Колпино
Тема: Каллиграфия.
Раздел библиотеки: Статьи
Дата публикации: 29.03.2019
В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое количество трудностей.
Недостаточное развитие пространственного воспитания, аналитико-синтетических способностей, несформированность мелкой мускулатуры руки превращают проблему формирования каллиграфического навыка в одну из наиболее аккуратных, трудоемких и чрезвычайно важных проблем в процессе обучения и развития младшего школьника. Успешное решение данной проблемы во многом будет зависеть от того насколько хорошо педагог:
Знает и учитывает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма;
Соблюдает гигиенические условия письма;
Осознает важность педагогических принципов обучения письму;
Имеет представление об исторических методах обучения чистописания;
Знает различные методики формирования каллиграфических навыков;
Выбирает эффективные приемы обучения;
Анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения, исполнения.
Среди современных технологий обучения и формирования каллиграфических навыков можно выделить:
«Письмо с секретом» В. А. Ильюхной
Технологию обучению письму Е.Н. Потаповой
Тактированное письмо М.М. Безруких
Методику Н.Г. Агарковой
Методику Н.А. Федосовой
Метод Карстера и др.
Предложенные авторы методики и приемы направлены на сознательное овладение учениками каллиграфических навыков, связанны с психофизиологическими особенностями развития детей, носят развивающий характер.
Приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки:
Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.
Письмо под счет
Прием показа ошибочного написания
Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов и др.
В первом классе обучение письму начинают с объяснения правил посади за партой:
Ноги ставим на подножку парты.
Спина прямая, голова немного наклонена вперед
Глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см
Плечи горизонтальны, на одном уровне
Оба локтя лежат на краю парты.
Велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средство общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет читать написанное.