Культура, как неотъемлемая часть воспитания ребёнка.

Автор: Ботина Татьяна Яковлевна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ 588 Колпинского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Культура, как неотъемлемая часть воспитания ребёнка.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 12.04.2019

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка.

Интерес к проблеме формирования культуры поведения школьников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.

Каждый член общества обязан выполнять действующие нормы поведения, основные принципы которых: уважение к окружающим, уважение к старшим, понимание собственного достоинства. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Культурный человек всегда знает и готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Соблюдение правил приличия, вежливость, доброжелательность должны выполняться естественно, непринужденно, без притворства и ложной скромности.

Культурный человек – это свободная личность, гуманная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Педагогические аспекты этого состоят в воспитании у обучающихся таких качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважение, самостоятельность и самодисциплина, умение принимать решения и нести за них ответственность.

Воспитанный человек — это не только образованность, не только правильные привычки, усвоенные в семье, а в первую очередь внутренняя культура, основанная на постоянном, непрерывном самообразовании и самовоспитании, на уважении к другому человеку.

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, куль­туры, относятся:

— жизнетворчество — включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;

— социализация — вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения;

— культурная идентификация — востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;

— духовно-нравственное развитие личности — овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

— индивидуализация — поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

Евгения Васильевна Бондаревская справедливо считает, что принципы воспитания человека культуры могут быть распространены на всю систему образования. И называет следующие принципы:

— природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;

— культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству — как культурному феномену; к ребенку — как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу — как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию — как к культурному процессу; к школе — как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;

— индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

— ценностно-смыслового подхода, направленного на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

— сотрудничества, предусматривающего объединение цепей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, и взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Входя в сегодняшний мир, ребёнок не может разом и в полном объёме воспринять существующие культурные нормы, он постигает их постепенно, от месяца к месяцу, от года к году. Этот процесс происходит через личность взрослых людей и личности педагогов.

Зачем же приобщать детей к культурным ценностям?

Большинству родителей такой вопрос может показаться странным. Но многие ли из них смогут четко ответить на него, не используя размытые формулировки: “чтобы вырос духовно богатым человеком”, “чтобы не выглядел глупо в приличном обществе”, “для полноценного эстетического развития“? Приведем несколько достаточно конкретных аргументов в пользу раннего приобщения детей к культуре.

Это помогает развитию способностей ребенка. Подумайте сами – как можно узнать о том, что малыш имеет блестящие музыкальные задатки, если не давать ему слушать хорошую музыку?

Ребенок, хорошо знакомый с литературой лучше усваивает язык, он более грамотен.

Люди, с детства знакомые с культурными ценностями, эрудированы, у них широкий кругозор, поэтому они, как правило, достаточно успешны в жизни.

Приобщение ребенка к культуре дает ему ознакомиться с массой возможных поведенческих моделей и человеческих типажей, что помогает ему лучше понять себя и окружающих. Особенно важно знакомить мальчика или девочку с “правильными” книгами и фильмами.

И самое главное – культура и искусство дают ребенку (а затем и взрослому) возможность переживать многие вещи на символическом уровне, не перенося их в реальную жизнь. Талантливо написанная книга или музыкальное произведение помогают “преобразовать” человеку его природную агрессию, стремление к саморазрушению и многие другие пагубные наклонности.

В современном обществе уже нет такой четкой градации, хотя, конечно, тоже существует искусство для детей разных возрастов. В целом, наверное, единственный критерий, на который стоит ориентироваться при приобщении ребенка к культуре, – его живой и искренний интерес.