Логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения.

Автор: Мальцева Ольга Сергеевна

Образовательное учреждение: МБДОУ Ярсалинский Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: с. Яр-Сале, Ямало-Ненецкий АО

Тема: Логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения.

Раздел библиотеки: Статьи

Правильная, развернутая речь является одним из основных показателей ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому заботиться о правильности речи надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с нарушениями речи растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют комплексные нарушения речи: звукопроизношение, лексико–грамматическая сторона речи, фонематические процессы. В современных условиях овладения умениями по организации и содержанию комплексного логопедического сопровождению детей дошкольного возраста является актуальным, так как совершенствование умений вербального общения детей с нарушениями речи становится важным для общества.

В нашем Детском саду «Солнышко» осуществляется психолого- педагогическое и коррекционно – логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения (неправильное произношение звуков, трудности дифференциации звуков, нарушения слоговой структуры слова, недостаточный словарный запас, низкий уровень развития связной речи).

Направление коррекционной логопедической работы:

Преодоление и предупреждение нарушений речи посредством коррекционного воспитания и обучения.

Цель логопедического сопровождения ребенка:

Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Задачи логопедического сопровождения:

-Общее речевое развитие дошкольников

-Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты

-Успешная социализация детей

Направления работы учителя-логопеда

Логопедическое сопровождение состоит из трех блоков:

— диагностического;

— коррекционного;

— контрольного.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами в речевом развитии проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами в речевом развитии проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей . Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в коррекции имеющихся проблем детей.

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Информационно-просветительская работа

Цель: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Особенности логопедического сопровождения детей. Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.

Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

Включает разные формы работы:

— коррекционно — профилактическую работу с детьми;

— работу с педагогами ДОУ;

— активное сотрудничество с родителями воспитанников.

Учителями — логопедами проводится комплексное речевое обследование детей. Результатом системного обследования является логопедическое заключение. По результатам обследования заполняются речевые карты на детей, и составляется индивидуальный план работы.

Основными формами логопедической работы с детьми являются:

— индивидуальные занятия;

— подгрупповые занятия;

— пальчиковая гимнастика;

— артикуляционная гимнастика;

— методы по развитию темпа и ритма речи;

— формирование фонематических процессов;

— лексико — грамматические упражнения.

Этапы логопедического сопровождения детей

— Знакомство с семьей, условиями жизни воспитанников.

— Индивидуальные консультации родителей.

— Выступления на родительских собраниях.

— Проведение мастер- классов, семинаров — практикумов для родителей.

— Систематические беседы с воспитателями групп, имеющих детей с нарушениями в речевом развитии.

— Проведение мастер – классов, семинаров — практикумов для педагогов.

— Составление индивидуальных планов и программ.

— Подготовка документов и участие в ПМПк.

— Участие учителей- логопедов в итоговом педсовете ( Подведение итогов логопедического сопровождения выпускников Детского сада «Солнышко»).

— Посещение уроков, собеседование с учителями ЯШИ с целью анализа речевых возможностей выпускников ДОУ.