Автор: Мальцева Ольга Сергеевна
Образовательное учреждение: МБДОУ Ярсалинский Детский сад «Солнышко»
Населенный пункт: с. Яр-Сале, Ямало-Ненецкий АО
Тема: Логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения.
Раздел библиотеки: Статьи
Правильная, развернутая речь является одним из основных показателей ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому заботиться о правильности речи надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с нарушениями речи растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют комплексные нарушения речи: звукопроизношение, лексико–грамматическая сторона речи, фонематические процессы. В современных условиях овладения умениями по организации и содержанию комплексного логопедического сопровождению детей дошкольного возраста является актуальным, так как совершенствование умений вербального общения детей с нарушениями речи становится важным для общества.
В нашем Детском саду «Солнышко» осуществляется психолого- педагогическое и коррекционно – логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения (неправильное произношение звуков, трудности дифференциации звуков, нарушения слоговой структуры слова, недостаточный словарный запас, низкий уровень развития связной речи).
Направление коррекционной логопедической работы:
Преодоление и предупреждение нарушений речи посредством коррекционного воспитания и обучения.
Цель логопедического сопровождения ребенка:
Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задачи логопедического сопровождения:
-Общее речевое развитие дошкольников
-Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты
-Успешная социализация детей
Направления работы учителя-логопеда
Логопедическое сопровождение состоит из трех блоков:
— диагностического;
— коррекционного;
— контрольного.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами в речевом развитии проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами в речевом развитии проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей . Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в коррекции имеющихся проблем детей.
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
Информационно-просветительская работа
Цель: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Особенности логопедического сопровождения детей. Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Включает разные формы работы:
— коррекционно — профилактическую работу с детьми;
— работу с педагогами ДОУ;
— активное сотрудничество с родителями воспитанников.
Учителями — логопедами проводится комплексное речевое обследование детей. Результатом системного обследования является логопедическое заключение. По результатам обследования заполняются речевые карты на детей, и составляется индивидуальный план работы.
Основными формами логопедической работы с детьми являются:
— индивидуальные занятия;
— подгрупповые занятия;
— пальчиковая гимнастика;
— артикуляционная гимнастика;
— методы по развитию темпа и ритма речи;
— формирование фонематических процессов;
— лексико — грамматические упражнения.
Этапы логопедического сопровождения детей
— Знакомство с семьей, условиями жизни воспитанников.
— Индивидуальные консультации родителей.
— Выступления на родительских собраниях.
— Проведение мастер- классов, семинаров — практикумов для родителей.
— Систематические беседы с воспитателями групп, имеющих детей с нарушениями в речевом развитии.
— Проведение мастер – классов, семинаров — практикумов для педагогов.
— Составление индивидуальных планов и программ.
— Подготовка документов и участие в ПМПк.
— Участие учителей- логопедов в итоговом педсовете ( Подведение итогов логопедического сопровождения выпускников Детского сада «Солнышко»).
— Посещение уроков, собеседование с учителями ЯШИ с целью анализа речевых возможностей выпускников ДОУ.