Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (обобщение педагогического опыта)

Аннотация: Данная работа является результатом обобщения педагогического опыта по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Актуальность и перспективность данной темы была обусловлена следующими причинами.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние учеников, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила пагубное влияние на здоровье школьников  авторитарной, оторванной от жизненных потребностей людей педагогики. Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых, а поэтому, как требует сегодня ФГОС второго поколения, образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Выполнение этого требования  и стало целью моей работы.  Чтобы достичь цели, нужно было решить ряд задач:

  1. Изучить учебно – методическую литературу по здоровьесбережению, опыт педагогов  школы, города.
  2. Овладеть современными здоровьесберегающими  технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  3. Организовать проведение мониторинга здоровья  школьников и влияния здоровьесберегающих технологий на учащихся.
  4. Обобщить опыт педагогической работы по созданию здоровьесберегающих условий в учебном процессе.

Но как же обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе (т.е. создать нормальные условия для полноценной реализации его функциональных возможностей и двигательных потребностей, сделать так, чтобы учение вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения ученика)? Какие для этого использовать методы и средства, современные технологии? Как сделать урок здоровьесберегающим? Какой он этот здоровьесберегающий урок? На все эти вопросы  я и  попыталась ответить в этой статье, опираясь на свой опыт работы.

Урок есть часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать инновационные технологии, чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. К таким заключениям я пришла только тогда, когда апробировала ряд здоровьесберегающих технологий на практике. Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды.

На уроках опиралась на следующие принципы здоровьесберегающих технологий:

— личностно – ориентированный: в центре – личность ребёнка, обеспечение комфортных условий  её развития и реализации возможностей,

— дифференцированный подход,

— чередование видов работ,

— физкультминутки, динамические паузы с музыкальным и цветовым воздействием.

Т.е. выполняла  важнейшее условие  для рациональной организации обучения:

– Обеспечение двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. Известно, что условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста, является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить такую двигательную потребность в процессе организации учебной деятельности, я и вводила  разнообразные физкультминутки на уроках.

Они необходимы на уроке, так как позволяют учащимся размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование оздоровительных минуток на уроке способствует улучшению психо-эмоционального состояния учащихся и изменению отношения к себе и своему здоровью.

Гимнастика для глаз

Выполняется по плакату – схеме зрительно-двигательных траекторий.

Кинезиологическая гимнастика упражнения для межполушарного развития

Учебные занятия необходимо строить  с учетом требований, предъявляемых к здровьесберегающему уроку. Какие же они?

Основные требования к уроку с позиции здоровьесбережения

  1. Обстановка и гигиенические условия в процессе ведения урока (температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
  2. Количество видов учебной деятельности:  опрос,  письмо, чтение, слушание, рассказ, творческая работа (норма: 4-7 видов за урок).
  3. Средняя продолжительность и частота чередований различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7-10 минут).Отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
  4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа.
  5. Чередование видов преподавания (не позже, чем через 10-15 минут).
  6. Использование учителем методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора (выбор действия, способа действия, взаимодействия, свобода творчества), активные методы (ролевая игра, групповая работа), методы, направленные на самопознание и развитие.
  7. Использование  ИКТ (динамических,  дидактических материалов, статичных).
  8. Учет позы учащегося.
  9. Наличие оздоровительных моментов: физкультминутки, динамическая пауза, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
  10. Мотивация учащихся на урок.
  11. Психологический климат.
  12. Время окончания урока (вовремя, без задержки).

Для здоровьесберегающего урока характерна дифференциация обучения. Учитель обязательно учитывает психологические особенности развития мальчиков и девочек при проектировании учебного занятия, так как мальчики не способны включиться в работу с первых минут, а могут это сделать только через 15-20 минут, тогда как девочки, наоборот, через 15-20 минут требуют отдыха от умственной деятельности. Учет индивидуальных ритмов детей позволяет сделать урок интересным, насыщенным, но самое главное,  здоровьесберегающим. Таким образом, у учителя  появляется  своя система обучения со здоровьесберегающей направленностью. Покажем это на примере.  Урок начинается с дыхательной гимнастики. Это лучший переход от перемены к учебной деятельности, так как ровное дыхание успокаивает детей, задержка дыхания тренирует легкие, дыхание разными ноздрями – профилактика простудных заболеваний.

Затем работают над мотивацией учения. Определяют тему урока вместе с учащимися, обеспечивая, тем самым, самостоятельный поиск.

Для успешного усвоения знаний, учителем задействованы все каналы восприятия: слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения. При изучении букв, цифр, каких-либо предметов, учитель предлагает заняться лепкой из пластилина, подчеркиванием, обведением предмета.

Изучая звуки, ученики выделяют их не только из речи, песен исполнителей, но и из птичьих голосов, звуков животных. Изучая геометрические  фигуры, стараются найти ассоциацию с окружающими вещами. Каждый учитель начальных классов, конечно же,   помнит, что в процессе учебной работы, особенно у первоклассников, начинает развиваться утомление.  Вначале оно субъективно,  не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков, на которые  учитель обращает серьезное внимание. Напомню о них.

Наблюдения на уроке за учениками начальной школы показали, что при выполнении неинтересной, монотонной работы быстро наступало  торможение. Хотя объем выполненной работы был  и небольшой, но у детей быстро появлялась  усталость. Вот почему необходимо было изменять характер работы ученика на уроке, чтобы повысить его работоспособность и выполнять задание без видимых признаков утомления.

Включение в урок физминуток и физпауз защищало учеников от преждевременного утомления, устраняло  застойные явления в кровообращении и в дыхательной системе, предупреждало  нарушение зрения, устраняло  длительное растяжение и расслабление мышц –разгибателей спины, отвечающих за осанку. Снятию утомления на уроке способствовали и другие условия: ситуация успеха, эмоциональный всплеск, словесное стимулирование, смена двигательного режима, о котором отмечено было ранее. Кроме физминуток, перед упражнениями, требующими особого внимания, учителю можно проводить разнообразные игры на развитие внимания. Например: «Кулак, ребро, ладонь», «Лягушки-зайчики-совы» и др.

Перед письмом по памяти, изложением и т.п. проводятся игры, которые тренируют память. Например: повторить цепочку действий, показанных учителем, или назвать слова, которые запомнили за 1 минуту и др. Все это хорошо помогает процессу обучения, повышает познавательную активность и не вредит здоровью детей. Одним из факторов, разрушающих здоровье детей,  является поза во время учебного процесса. Эту проблему помогает решать  оздоравливающая парта.

Работа учителей начальных классов по технологии В.Ф.Базарного помогла преодолеть воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств (через работу в режиме ближнего и дальнего зрения, уроки-экскурсии), информационно-психических факторов (через использование элементов релаксации, оптимистического начала в работе с детьми, щадящий режим подачи информации). Кроме этой           урочной работы нельзя забывать и про внеурочную деятельность по здоровьесбережению

учеников начальных классов. Для этого необходимо проводить  беседы по ЗОЖ, ПДД, ППБ; конкурсы рисунков. Учащиеся должны  принимать  активное участие в Днях  Здоровья, в спортивных праздниках. В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся я проводила  консультации для родителей по вопросам ЗОЖ. Проведение мониторинга здоровья обучающихся, в течение последних трёх лет, позволило выявить  положительную  динамику  снижения заболеваний.

Использование на уроке здоровьесберегающих технологий, дало также позитивный результат: 88%учащихся начальной школы с удовольствием приходят на уроки, 85% нравится работать в классе. Если ученики умеют преодолевать усталость, проявляют хорошие умственные способности, любознательность, воображение, коммуникабельны, уравновешены, значит, они здоровы, значит, учитель сделал все, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью его ученикам.

 

Лецких Людмила Арнольдовна