Оптимизация учебного процесса.

Автор: Лауженкова Инесса Владимировна

Образовательное учреждение: ГБОУ ШКОЛА № 1080

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Оптимизация учебного процесса в целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Раздел библиотеки: Статьи

Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.

Поэтому организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.

Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену.

Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.

Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.

Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса. Это означает, что в каждом классе организуется ученическое самоуправление, которое организует не только общественную жизнь класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.)

Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть обще учебными умениями и навыками. Поэтому овладение обще учебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.

Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как

высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.

Жизнь учащихся в школе, учебный процесс, уроки и внеклассные и внешкольные занятия и мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие псе школьники, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого школьника его личностные интересы и склонности. Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику; учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области. Ученик, который в школе не достигает успеха, становится неудачником, чувствует себя таковым, и тем самым он обречен на неуспех в учебной работе.

Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, школа и учитель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание ученика, его особенностей и качеств

Использование дифференциации в рамках, личностно ориентированного обучения имеет целью создание таких условий, при которых каждый учащийся усваивает учебный материал, но процесс усвоения знаний максимально индивидуализирован (различный темп работы, различная степень сложности предлагаемых для отработки практических умений и навыков заданий, разноуровневая работа, дифференцированный характер заданий). Подобный подход к организации учебного процесса позволяет каждому учащемуся максимально реализовать свои возможности, способствует созданию психологически благоприятного микроклимата в ученическом коллективе, позволяет организовать работу каждого на протяжении всего урока, активизирует познавательные интересы учащихся, повышает работоспособность и результативность урока.

Дифференциацию при организации процесса обучения, как показал опыт, возможно использовать на различных этапах работы над изучаемым материалом.

Применение дифференциации при изучении нового

материала.

Основные этапы:

Предлагается теоретический материал в целом по теме (блоковая подача
материала), акцентируется внимание на основных положениях и понятиях.
Фронтальная работа. В ходе работы над конкретным материалом учащимися
приобретаются основные знания по теме, отрабатываются практические умения.
Учитель отвечает на возникающие у учащихся вопросы в процессе выполнения
работы.
3.Индивидуальная работа. Отработка практических навыков. Самоанализ. Консультативная помощь учителя. Самоконтроль. Консультативная помощь учителя. Контроль, осуществляемый учителем. Консультативная помощь учителя.

4. Контрольный тест.

5. Проверка учителем работ, выполненных учащимися, их анализ, оценка степени усвоения учащимися учебного материала, сформирования практических умений и навыков. Учитель определяет:

а) наиболее типичные ошибки (работа над ними проводится в ходе анализа
выполненных работ);

б) индивидуальные ошибки (для каждого учащегося составляется карточка-помощник, в которой определен круг вопросов, над которыми необходимопродолжить работу).

Создание пар и групп сменного состава, в которых тот, кто усвоил данный
материал, консультирует того, кто данный материал не усвоил. Работа в нарах
(группах) сменного состава.
Контрольный тест для тех, кто продолжает работать над данной темой. В это время консультанты получают задание повышенной степени сложности.
Проверка и анализ работ. Корректировка информации, помещенной в листке-помощнике. При условии, что 70-90% учащихся класса справились с контрольной работой по данной теме (в том числе при осуществлении повторного контроля) можно переходить к изучению следующей темы. Те же учащиеся, которые показали неудовлетворительные знания, продолжают работу над указанными в карточке-помощнике вопросами самостоятельно, получая необходимую консультативную помощь со стороны учителя. На уроках-консультациях, уроках ликвидации пробелов в знаниях, рабочих уроках данные учащиеся получают индивидуальные контрольные тесты, цель которых — проверить степень усвоения материала, скорректировать рекомендации, По мере отработки материала в карточках-помощниках вычеркиваются те вопросы, по которым при выполнении задания контрольного теста учащийся получил положительную оценку. Если повторный контроль не дал желаемого результата, необходимо повторить предыдущие действия.
Индивидуализация и осуществление дифференцированного подхода при организации работы по ликвидации пробелов в

знаниях учащихся.

Алгоритм действий учителя и основные этапы работы:

После изучения темы проводится урок (серия уроков) с целью обнаружить возникшие в знаниях учащихся пробелы. Формы организации контроля: урок-практикум, зачет, тестовый контроль, контрольная работа.
Анализ работ и определение круга вопросов, над которыми необходимо продолжить работу (ошибки общие и ошибки индивидуальные).
Работа над общими ошибками проводится в ходе фронтальной работы, желательно до знакомства учащихся с результатами индивидуальными. Знакомство учащихся с результатами, достигнутыми каждым из них. Параллельно учащиеся получают листки-консультанты, в которых учителем определен круг вопросов, которые необходимо доработать. Возможен другой вариант: учащийся сам определяет для себя круг вопросов, требующих доработки.
Ликвидация пробелов в знаниях осуществляется каждым в индивидуальном порядке по схеме, обозначенной ранее (самостоятельная работа над вопросами теории (возможна консультативная помощь), индивидуальная работа на уровне практическом (учитель-консультант), контрольный тест дифференцированного характера, контроль, осуществляемый учителем, оказание консультативной помощи, самоанализ, повторный контрольный тест). Данная работа проводится до тех пор, пока по всем вопросам, обозначенным в листке-консультанте, учащимся не будут получены положительные оценки.
-1

Дифференциация при осуществлении контроля.

Учащимся предлагаются разноуровневые дифференцированные задания. Максимальная оценка за тот или иной вид задания соответствует его степени сложности. Учащийся имеет право претендовать на ту или иную оценку, выбирая степень сложности предложенного задания.

Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников. Поскольку стопроцентный показатель уже не требуется, то каждая школа пытается решить эту проблему по — своему. Нет единого понимания, а главное единой стратегии. А ведь причины неуспеваемости, как и средства ее преодоления, остаются общими.

Неуспеваемость — извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый — перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй — повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество. Первый подход в силу ряда причин у нас не практикуется. Остается второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.

Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание предстает как невыполнение требований учебного процесса.

Требования группируются в связи с компонентами содержания учебного предмета, повторяющими состав содержания общего образования. Эти компоненты в единстве с особенностями усвоения различных видов содержания определяют состав элементов неуспеваемости. Нами выявлены элементы неуспеваемости для одной группы учебных предметов. При условии выделения их для других групп учебных предметов появится возможность дать более обобщенное дидактическое определение неуспеваемости в современной школе.